Ухудшение жилищных условий военнослужащих: закон, при разводе, изменения, судебная практика

Ухудшение жилищных условий военнослужащих: закон, при разводе, изменения, судебная практика

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768 “Об утверждении Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях;

форму выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно;

форму акта приема-передачи жилого помещения.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст. 4210);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 201 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 11, ст. 1607);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 900 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст. 5040);

пункт 46 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1540 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст. 368).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 октября 2020 г. N 1768

Правила
признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в целях организации работы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы):

а) по признанию военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” (далее – военнослужащие), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) по приему заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях;

в) по ведению списка (реестра) нуждающихся в жилых помещениях и внесению в него данных о военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее – учет), и членах их семей;

г) по проверке данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

2. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов (далее – уполномоченные органы).

3. В случае гибели (смерти) военнослужащих действие настоящих Правил распространяется на лиц, указанных в абзаце первом пункта 3 1 статьи 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

4. Военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, а также члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства (наименование субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается).

5. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства – по избранному месту жительства.

6. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются следующие документы:

копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и документов о регистрации по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, а в случае, если дети усыновлены (удочерены), – копии свидетельства об усыновлении (удочерении) либо решения суда об усыновлении (удочерении);

копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления;

Читайте также:
Программа для бюджетников по улучшению жилищных условий: 2021 года

копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну, к заявлениям о признании нуждающимися в жилых помещениях, кроме документов, указанных в абзацах втором – пятом настоящего пункта, также прилагают документы, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящих Правил. Перечень документов, которые необходимо представить военнослужащим в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 настоящих Правил, определяется федеральными органами.

В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и абзаце четвертом пункта 7 настоящих Правил, не могут быть получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).

Копии документов должны быть представлены с предъявлением подлинника либо удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Уполномоченный орган самостоятельно запрашивает:

справку об общей продолжительности военной службы в календарном исчислении с указанием периода и мест (населенных пунктов) прохождения военной службы, а также иные документы, необходимые для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, находящиеся в распоряжении федерального органа либо подведомственных ему организаций (учреждений). В общую продолжительность военной службы в календарном исчислении, дающую право на признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, включаются только периоды военной службы по контракту и призыву, если иное не установлено федеральным законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации;

в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации;

в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных указанным органам организациях (учреждениях) – документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия военнослужащего и членов его семьи на учет.

Документы, указанные в настоящем пункте, военнослужащие (за исключением военнослужащих, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну) вправе представить по собственной инициативе, в этом случае уполномоченный орган вправе не осуществлять запрос указанных документов.

8. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.

Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств (мероприятий), при условии, что заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, подано в течение 3 месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств (мероприятий).

Если даты принятия на учет военнослужащих совпадают, определение очередности в целях обеспечения жилыми помещениями осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащих в календарном исчислении на дату принятия на учет, а при равной ее продолжительности – согласно старшинству воинских званий на дату принятия на учет.

9. При переводе военнослужащего для прохождения военной службы в другой федеральный орган датой постановки его на учет считается дата постановки на учет федеральным органом по прежнему месту военной службы.

10. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом не позднее 30 рабочих дней со дня представления военнослужащим в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

11. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) определяется федеральными органами.

12. Военнослужащие и (или) члены их семей, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, утрате права пользования жилыми помещениями или к их отчуждению, в результате которых военнослужащие и (или) члены их семей могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”);

Читайте также:
Как улучшить жилищные условия: молодой, многодетной семье, мат капитал, инвалиду, если квартира в ипотеке, в москве

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

13. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, указанное решение либо выписку из него.

14. Уполномоченный орган ведет список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносит в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений.

15. Военнослужащие, не обеспеченные на дату увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), не могут быть без их согласия сняты с учета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и пунктом 17 настоящих Правил, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

16. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 рабочих дней сообщить в уполномоченный орган об изменении сведений в ранее представленных ими документах.

17. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:

а) до предоставления им жилых помещений;

б) до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;

в) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г., нового контракта о прохождении военной службы;

г) до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.

18. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.

Форма решения о снятии с учета устанавливается федеральными органами.

19. Уполномоченные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам признания военнослужащих –
граждан Российской Федерации,
проходящих военную службу
по контракту, нуждающимися
в жилых помещениях
(форма)

Намеренное ухудшение жилищных условий (табица)

Намеренное ухудшение жилищных условий (НУЖУ)

(табица)

№ п/п

Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий

Правовой акт

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”);

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

п. 12 Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768

К действиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) гражданами, указанными в подпункте “б” пункта 5 настоящих Правил, в целях настоящих Правил относятся следующие действия и гражданско-правовые сделки, совершенные указанными гражданами и (или) членами их семей:

а) обмен жилыми помещениями на жилое помещение меньшей общей площади;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги) гражданина – участника основного мероприятия, несовершеннолетних детей и временных жильцов);

г) отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

П. 7.1. Правил Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 “О некоторых вопросах реализации основного мероприятия “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” государственной

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.
Читайте также:
Закон об улучшении жилищных условий: жителей города Москвы 2021, молодая семья, госслужащих, инвалидов, многодетных семей, сотрудников мвд

Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280

5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом “и” настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.

Не рассматриваются в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей 7 ;

б) вселение в установленном порядке в жилое помещение супруга (супруги), родителей военнослужащего (гражданина), если по предыдущему месту жительства они могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

г) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

д) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

е) отказ наследника от наследства;

ж) сдача жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или на праве собственности по прежнему месту жительства, соответствующему государственному или муниципальному органу или уполномоченному ими лицу в связи с убытием к месту военной службы военнослужащего;

з) выезд членов семьи военнослужащего в другое место жительства к месту военной службы военнослужащего и совершение ими в связи с этим действий по прекращению права пользования жилыми помещениями;

и) утрата права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения.

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 590 “Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями”

6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 (п. 27)

Намеренное ухудшение жилищных условий

Намеренное ухудшение жилищных условий – одно из основных препятствий для реализации военнослужащими своих жилищных прав.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса, Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий обладает рядом обязательных признаков:

  • они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
  • в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении* .

* (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

(В соответствии с пунктом 4 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280)

Читайте также:
Материнский капитал на улучшение жилищных условий: какие условия, правила, документы, до 3 лет в 2021, когда могут отказать

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Важно: действия, не указанные в данном пункте, не обязательно являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Сам перечень, составленный по принципу «от обратного», весьма сомнительный.

Например, если военнослужащий вселил супругу, которая ранее имела в собственности или пользовалась квартирой (или её частью), то по данному Приказу это является намеренным ухудшением жилищных условий. Однако трудно себе представить супругу военнослужащего, которая возникла из безвоздушного пространства или была ранее БОМЖом.

На самом деле, для определения того, было ли намеренное ухудшение жилищных условий, без математики и без применения таких понятий, как «уровень обеспеченности» «учетная норма» не обойтись (подробно об этих понятиях смотрите здесь).

Учётная норма, установленная в городе Ростове-на-Дону – 10 кв. метров. Военнослужащий вселил в квартиру супругу своего сына, которая ранее проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности своей матери.

После вселения уровень обеспеченности составил 39 : 5 = 7,8 кв. метров. Как до вселения, так и после него уровень обеспеченности был ниже учётной нормы, то есть право на получение жилого помещения (улучшения жилищных условий) было и ранее, а вселение ничего не изменило. Вывод: намеренного ухудшение жилищных условий не было.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ

В случае возникновения споров по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми:

…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…

…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…

…В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции…

Чем отличается намеренное ухудшение от сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений?

Как уже было сказано выше, намеренное ухудшение совершаются с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно может быть совершено, если данный гражданин ещё не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Поэтому, если после признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, ему вдруг сообщают, что он намеренно ухудшил жилищные условия, да ещё и снимают с учёта нуждающихся, то такие действия являются незаконными и их необходимо в течение 3 месяцев обжаловать в суде.

Однако, если уже после признания нуждающимися в получении жилья, военнослужащий сделал отчуждение жилого помещения (или его части), то это будет совершение сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений. Правовые последствия — значительно отличаются. Однако этот вопрос подробно рассмотрен в специальной статье, которая посвящена теме предоставления жилого помещения.

Для предварительного ознакомления предлагаем вашему вниманию таблицу различий между намеренным ухудшением жилищных условий и совершением сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемого жилого помещения.

Читайте также:
Социальная программа по улучшению жилищных условий: в сельской местности, федеральная, молодым семьям, инвалидам

Ухудшение жилищных условий военнослужащего, в случае расторжения брака

Военнослужащий, стаж более 20 лет, предстоит увольнение в связи с предельным возрастом, имею в собственности 18 кв. м. в коммунальной квартире, собственность за время службы не отчуждал.

Женился и через 1,5 года развелся, у бывшей жены своя собственность, доля 1/3 в квартире с ее детьми, прописка у обоих своя, совместно проживали на ее ж. площади с ее детьми. Брак не сложился.

Вскоре женился на женщине без жилья (имеет несовершеннолетнюю дочь, они проживали до брака с родителями, жилье наход. в собственности матери, по нормам жилая площадь для их общего проживания не соответствует нормам).

Собираю необходимые документы с целью подачи рапорта для принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Расторжение брака, в моем случае будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий, в соответствии с требованием Ст. 53 Ж.К. и приказа об обеспечении военнослужащих жильем? Этот приказ для меня трактуется двусмысленно!?

совместно проживали на ее ж. площади
Андрей

Само по себе расторжение брака не будет намеренным ухудшением жилищных условий (НУЖУ), особенно, если вы больше нигде не будете афишировать, что «совместно проживали на ее ж. площади» (Тем, более, что это не подтверждается регистрацией). Так как главная опасность для вас — именно в проживании на её жилплощади — здесь, при некоторых обстоятельствах, может быть НУЖУ.

Однако нуждающимися вас, скорее всего не признают:

1. Учётная норма в Симферополе (если вы действительно там служите) — 8 кв. метров, а у вас получается на двоих 18: 2 = 9, то есть выше учётной нормы. Выход — признание дочери супруги от первого брака вашим членом семьи в судебном порядке (не путать с признанием состояния на иждивении. ). Тогда 18: 3 = 6 — меньше учётной нормы.

2. Также может быть расценено как НУЖУ переезд вашей супруги к вам, так как она хоть и не имела собственность, но была членом семьи собственника жилого помещения (подробнее от этом -.смотри Приказ МО РФ № 1280 — 2010 года). Здесь всё зависит от метража и количества членов семьи. Вы пишете:

по нормам жилая площадь для их общего проживания не соответствует нормам
Андрей

Очень часто в таких случаях путают
а)учётную норму
с
б) нормой предоставления.
Ваше утверждение будет истинно только в том случае, если общая площадь на четверых (супруга, ей дочь, её родители) была менее 32 кв. метра.

Окончательные рекомендации дать невозможно из-за отсутствия необходимой информации в вопросе.

Сергей, огромное спасибо за подробный ответ!

Тем не менее мне необходимо уточнить у Вас о факте расторжения брака по моему случаю как военнослужащего в соответствии с Приказом Мин. обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года об утверждении инструкции о предоставлении военнослужащим проходящих службу по контракту в ВС РФ. а не только ст. 53 ЖК ?

4. Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются – действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Сергей, как я и спрашивал у вас в первом вопросе как трактовать этот пункт в соотношении с инструкцией в моей ситуации?

Спасибо Вам за совет о месте проживания с б.супругой, это важно, я его учту.

Сейчас я переведен служить в Симферополь с Дальнего востока, где я и моя жена с ребенком прописаны в моей коммунальной квартире и они сейчас проживают там, а я в Симферополе в служебной квартире до увольнения. Пока не определились с местом постоянного жительства, да и ребенок должен закончить первый класс в одном месте.

Норма обеспечения города дальнего востока – 14 м.кв. и я считаю, что в этом случае нас должны обеспечить по этой норме и ее старое место проживания в том регионе.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Изменился ли срок (5 лет) ухудшение жилищных условий для военнослужащих после которого возможно встать на очередь получения ж. пл.

Будет ли считаться намеренным ухудшением жилищных условий развод. Проживаем с супругом в квартире по договору социального найма, оба военнослужащие, до предельного возраста супругу еще 3 года, так вот посчитают ли ухудшением жилищных условий в случае развода.

Это правда, что военнослужащие после ухудшения жилищных условий 5 лет не ставятся в очередь на жилье? Спасибо.

Я военнослужащий, хочу прописать к себе бабушку жены. Будет ли такое действие являться намеренным ухудшением жилищных условий?

Я военнослужащий имею приватизированное жилью. Мой вопрос согласно норме нового жилищного кодекса, при намеренном ухудшении жилищных условий (договор дарения), Я имею права через 5 лет встать на очередь на улучшения жилищный условий, и получить жилплощадь от Министерства Обороны. Заранее спасибо за ответ.

Если за неделю до брака с военнослужащим, я передарила свою квартиру, является ли это намеренным ухудшением жилищных условий?

Я,являюсь ответственным квартиросъемщиком, в муниципальной квартире, зарегистрирован там же, приватизации квартиры до сих пор не было, будет ли это считаться заведомо ухудшением жилищных условий при постановке на жилищный учет, Я военнослужащий с 1995 года, более 20 лет кален. Выслуги? Спасибо.

Читайте также:
Заявление на улучшение жилищных условий: образец, инвалиду, москва, как подать, как написать, в администрацию,

Отец военнослужащий выписался с жилплощади, не принадлежащей ему с тремя детьми. И прописался при части. Является ли это ухудшением жилищных условий?

Военнослужащий стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Будет ли для него является намеренным ухудшением жилищных условий процедура по передаче в оперативное управление воинской части собственного жилого помещения, которое он получил ранее по договору дарения?

Военнослужащий. Призван на службу в 2014 году. В 2015 году выписался с родительской квартиры (собственник-отец) и прописался при части. В сентябре 2020 года прошло 5 лет, как “намеренно ухудшил свои жилищные условия”. В октябре 2020 года подал запрос на выделение служебной квартиры. Пришел отказ. Основание-“намеренное ухудшение жилищных условий”. Получается срок в 5 лет на военнослужащих не распространяете? Теперь уже всегда мне будет приходить отказ? Еще вопрос. Могу ли я все таки быть включен в НИС (как прапорщик). Не будет ли мне и в этом отказ?

Муж военнослужащий, должен получить жилье на семью (3 человека), жена отказалась от приватизации в квартире родителей (зарегистрирована у них) в 2010 г. Сейчас нам отказывают в получении квадратных метров на жену, аргументируя тем что у нее есть жилая площадь на собственности родителей. А также что ухудшила жилищные условия и может получить кв. метры только по истечении пяти лет. Является ли отказ от приватизации ухудшением жилищных условий?

Я военнослужащий участвовал в приватизации а потом подарил свою долю матери, а теперь она обратно подарит мне эту долю, будет ли это считаться ухудшением жилищных условий. И будет ли у меня право на улучшение жилищных условий если эта доля менее положенного жилья.

Является ли намеренным ухудшением жил условий следующая ситуация: Мой муж военнослужащий более 10 лет календарной выслуги, сокращен и уволен по ОШМ, на очередь на жилье встал в 2004 году, в 2008 году в ноябре мы поженились, из квартиры родителей я выписалась в июле 2009 года и прописалась вместе с сыном (2009 г. р) к мужу при в/ч. (в/ч находится в том же городе, где я и была прописана). Доли у меня нет, собственником является моя мама. В ДЖО отказывают дать квартиру на меня, (нуждающимися признали только мужа и сына) ,обосновывая это намеренным ухудшение жилищных условий. Является ли данный факт ухудшением жилищных условий?

6 сентября у нас будет заключён брак с военнослужащим, в июне месяце я подарила свою долю маме в квартире, будет ли это влиять на получении компенсации военнослужащего как ухудшение жилищных условий.

Квартира сдана по договору соцнайма нанимателю с супругом (военнослужащий). Будет ли являться ухудшением жилищных условий, если супруги развелись, квартира приватизируется бывшей супругой, а бывшему супругу фактически негде жить? Спасибо заранее.

Вопрос следующий. Если военнослужащий проживающий в служебной квартире разводится и сдает квартиру. Является ли это ухудшением жилищных условий и надо ли ждать 5 лет чтобы иметь право на субсидию. Спасибо.

Я военнослужащий. В закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) имею квартиру по договору социального найма. Будет ли считаться ухудшением жилищных условий сдача квартиры администрации ЗАТО при переводе к новому месту службы?

Является ли ухудшением жилищных условий, выписка с постоянного места регистрации из муниципального ветхого жилья, если военнослужащий получил служебное жильё?Как это может повлиять при получении постоянного жилья после выхода на пенсию?

Я и жена военнослужащие. Жена прописана в квартире матери в том же городе в котором находится в/ч.положено ли нам служебное жильё?Будет ли являться ухудшение жилищных условий если она выпишется оттуда? Квартира мамы неприватизированной.

Хотим с семьей встать на учёт нуждающихся в получении квартиры. Я военнослужащий. С семьей мы жили некоторое время у моей матери, в сентябре 2015 года по решению суда нас выселили. Подав заявку на постановление на учёт, получили отказ, так как то, что мы выселились от матери, является намеренным ухудшением жилищных условий. Вопрос: является ли выселение по решению суда ухудшением жилищных условий? Какой статьей это подтвердить?

Является ли развод ухудшением жилищных условий? При разводе и разделе имущества суд отказал супругу в праве на половину доли в квартире, купленной супругой по военной ипотеке. Военнослужащий теперь имеет полное право на признание его нуждающимся? И будет ли считаться развод намеренным ухудшением?

Я военнослужащий. Когда я был несовершеннолетний, на меня мать приватизировала 26 кв. метров родительской квартиры. 2 года назад я долю эту подарил брату в установленном законами порядке. Согласно очереди мне на семью предоставляют квартиру, но в собственность только мне позволят через 3 года, т.к. говорят, что ухудшил жилищные условия, тем самым попадают род ст. 53 ЖК РФ. Соответственно возникает вопрос, действительно это является ухудшением жилищных условий с моей стороны? Я же не дом продал.

Решение № 2-1967/2017 от 29 мая 2017 г. по делу № 2-1967/2017

Мотивированное
решение изготовлено

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО8,

третьего лица ФИО4,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности,

Читайте также:
Улучшение жилищных условий: это, нуждающимся, семьи, очередь, 2021, программа, материнский, субсидия, постановка

У С Т А Н О В И Л :

ФИО3 обратилась в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации, в котором просит признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, указанным в решении; признать за истцом право на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации с учетом состава семьи; обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях из фонда Министерства обороны Российской Федерации с учетом состава семьи.

В обоснование иска ФИО3 указала, что она является вдовой военнослужащего ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы. В настоящее время истец проживает в служебном жилом помещении по адресу: -2, , предоставленном ФИО1 на период прохождения военной службы. Истец, будучи вдовой военнослужащего, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением для постоянного проживания. Членами семьи истца являются ее дочь ФИО4 и внучка ФИО7 С ФИО4 истец проживает совместно и ведет с ней общее хозяйство. Упомянутым выше решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.

В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО8 с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что истец обратилась за обеспечением социальными гарантиями по предоставлению жилого помещения, такие социальные гарантии предоставляются на предусмотренных законом основаниях. На момент гибели ФИО1, а также члены его семьи, на учёте нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, не состояли, права на обеспечение жильём по договору социального найма у военнослужащего не возникло. В отношении истца уполномоченным органом вынесено решение, которое оспаривается ею в настоящем деле. Согласно данному решению орган отказал в постановке на учет вдове военнослужащего ФИО3 и её члену семьи – ФИО4, в отношении иных лиц ничего не было указано.

Третье лицо ФИО4 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо ФИО11 надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда в сети Интернет: https://oktiabrsky–svd.sudrf.ru.

С учётом мнения с учетом мнения истца, представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица ФИО4 и в соответствии со статьей Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел II. Исковое производство > Глава 15. Судебное разбирательство > Статья 167. Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей” target=”_blank”>167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица ФИО11, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО3 являлась супругой ФИО1, брак между ними заключен ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части 12128 ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью. Смерть ФИО1 наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.

Общая продолжительность военной службы ФИО1 составила в календарном исчислении 11 лет 5 месяцев.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО3 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием документов, подтверждающих планируемое увольнение ФИО3 с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, отсутствием у ФИО1 до смерти права на обеспечение постоянным жилым помещением из фонда Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, согласно решению, в дополнительном заявлении ФИО3 указала в качестве члена семьи ФИО9, которая не значится в личном деле военнослужащего ФИО1

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Читайте также:
Нуждающиеся в улучшении жилищных условий: в 2021, москва, признание, семьи, гражданин, очередь

Пунктом 13 ст. (ред. от 01.07.2021) > “О статусе военнослужащих” > Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей > Статья 15. Право на жилище” target=”_blank”>15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти» на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для дела, является наличие или отсутствие оснований у ФИО3 быть признанной нуждающейся в жилом помещении до гибели ее супруга-военнослужащего.

При этом тот факт, что до смерти ФИО1 не планировалось его увольнение из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не имеет значения для разрешения спора.

По смыслу нормы пункта 3.1 статьи (ред. от 01.07.2021) > “О статусе военнослужащих” > Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей > Статья 24. Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца” target=”_blank”>24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», получение социальной защиты членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, не ставится законом в зависимость от того, был ли военнослужащий представлен к увольнению по одному из трех перечисленных оснований. Основания увольнения, равно как и условие о продолжительности военной службы, предусмотрены названной нормой для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.

Истец ФИО3, ее дочь ФИО4, внучка ФИО7 зарегистрированы по месту жительства по адресу: по адресу: . Также в данном жилом помещении зарегистрирован несовершеннолетний ФИО2, который, как пояснила в судебном заседании ФИО4, был подопечным ФИО1

Указанная квартира была предоставлена ФИО1 по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В договор в качестве членов семьи нанимателя включены супруга ФИО3 и дочь ФИО5, 1992 года рождения, вместе с ними в договор найма включен опекаемый ФИО2, 2002 года рождения.

Как следует из материалов дела, у ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО2 в собственности жилых помещений не имеется. Права на недвижимое имущество не были зарегистрированы и за ФИО1

Таким образом, ФИО3, ФИО4, ФИО2 как на момент смерти ФИО1, так и в настоящее время обеспечены только служебным жилым помещением. Доказательств иного не представлено. Из этого следует, что истец, а также ФИО4 и ФИО2 на момент смерти ФИО1 являлись и являются сейчас нуждающимися в получении жилого помещения, и, соответственно, имели и имеют основания для признания их таковыми.

Читайте также:
Сертификат на улучшение жилищных условий: многодетным семьям, молодым, инвалидам, ветеранам боевых действий, вдовам участников вов, государственный

При таких обстоятельствах оспариваемое истцом решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не может быть признано законным и обоснованным.

ФИО3 просит признать за ней право на получение жилого помещения с учетом состава семьи, а также принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях с учетом состава семьи.

В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане при увольнении и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением.

Согласно абз. 5 п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 69, 31) и Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. Раздел IV. Специализированный жилищный фонд > Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими > Статья 100. Договор найма специализированного жилого помещения” target=”_blank”>100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 – 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения > Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан > Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении” target=”_blank”>31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Таким образом, вместе с ФИО3 как вдовой военнослужащего ФИО1 состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях могут только лица, которые являлись членами семьи самого ФИО1

Как указывалось выше, ФИО1 по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ во временное пользование была предоставлена квартира по адресу: , . В этот договор в качестве членов семьи нанимателя ФИО1 были включены его супруга ФИО3, дочь ФИО4, а также опекаемый ФИО2 Именно данные лица, до настоящего времени зарегистрированные по месту жительства в указанной квартире, подлежат постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений вместе с истцом.

Внучка ФИО1 – ФИО7 – не была включена в указанный договор найма. При этом она зарегистрирована по месту жительства по адресу: , . Однако сама по себе регистрация ФИО7 по месту жительства по указанному адресу не может свидетельствовать о том, что она являлась членом семьи ФИО1, проживала совместно с ним в указанной квартире, была вселена в данную квартиру именно в качестве члена семьи ФИО1, ФИО1 участвовал в ее воспитании и содержании.

В связи с этим за ФИО3 в настоящее время может быть признано право на получение жилого помещения на состав семьи из трех человек: на саму ФИО3, ФИО4, ФИО2

Вместе с тем, заинтересованные лица не лишены возможности разрешить вопрос о признании ФИО7 членом семьи ФИО1 в судебном порядке.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных истцом к Министерству обороны Российской Федерации, суд отказывает, так как полномочия по разрешению вопроса о признании военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений по договору социального найма Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** возложены на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, каковой является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения».

иск ФИО3 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Признать за ФИО3 право на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи из трех человек: на ФИО3, ФИО4, ФИО2.

Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях из фонда Министерства обороны Российской Федерации с составом семьи из трех человек: ФИО3, ФИО4, ФИО2.

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности – отказать.

Читайте также:
Кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий: в 2021 году, в москве

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд .

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

​Нормами Российского права закреплено, что вопрос о принятии военнослужащих, которые намеренно изменили в худшую сторону условия своего проживания для приобретения права на признание их лицами, нуждающимися в предоставлении большей по размеру жилой площади, может быть решен положительно только после истечении пятилетнего срока, отсчет которого начинается со дня осуществления указанных действий. Ни в одном нормативном акте такому понятию, как «умышленное ухудшение условий для проживания», толкования не дано. Поэтому каждый случай изменения офицером (или прапорщиком) условий своего размещения в жилом помещении, который повлек значительное уменьшение жилой площади, должен быть рассмотрен индивидуально, если требуется принять решение об обеспечении этого военнослужащего жилым помещением или предоставлении ему жилья большего по площади размера (с учетом действующих норм обеспечения).

Основными отличительными особенностями, которыми характеризуется целенаправленное изменение военнослужащим в худшую сторону условий проживания, являются:

  • наличие у офицера (или прапорщика) желания приобрести право на признание его и его родственников (или иждивенцев) нуждающимися в улучшении условий проживания;
  • военнослужащий целенаправленно совершает действия (иногда даже неправомерные), результатом которых становится ухудшение условий его проживания (например, уменьшение жилой площади или ее отчуждение);
  • военнослужащий на момент подобного изменения условий своего проживания не признан нуждающимся в государственной поддержке, которая представляет собой обеспечение жильем в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • результатом вышеуказанных действий должно стать включение офицера (или прапорщика) в соответствующий реестр лиц, жилищные условия которых впоследствии будут улучшены путем предоставления жилья большей по размеру площади.

Понятие и особенности ухудшения военнослужащим своих условий проживания и условий проживания своих родственников

Умышленным ухудшением жилищных условий со стороны военнослужащего считается такое распоряжение уже имеющейся у него жилой площадью (домом, квартирой, комнатой), вследствие которой он может неправомерно претендовать на получение государственной поддержки в виде обеспечения его и его родных дополнительной площадью для проживания.

Так как законом не закреплен перечень конкретных действий, которые могли бы свидетельствовать об умышленном изменении в худшую сторону условий проживания военнослужащего и его близких родственников, то, исходя из обобщенной практики рассмотрения подобных вопросов, можно выделить самые распространенные случаи совершения таких действий:

  • любые отчуждающие имущество сделки (например, дарение или продажа), результатом которых является лишение офицера (или прапорщика) права собственности, распространяющее свое действие на занимаемое им жилое помещение;
  • любые действия, результатом которых является расторжение действующего договора социального найма жилья (например, расторжение договора исключительно по инициативе военнослужащего, являющегося нанимателем, или выселение офицера (или прапорщика) совместно с его родственниками из-за существенного нарушения ими указанных в договоре условий и т.д.);
  • действия, которые направлены на прекращение права общей (долевой) собственности военнослужащего на жилое помещение, выражающиеся в определении стоимости доли собственника для последующего ее выделения путем перечисления денежной суммы на счет данного офицера (или прапорщика);
  • регистрация в жилом помещении, занимаемом военнослужащим, по его инициативе иных лиц, которые не являются родственниками этого офицера (или прапорщика), если результатом подобных действий становится значительное уменьшение размера жилой площади, приходящегося на долю каждого квартиранта (в соответствии с требованиями применяемых в настоящее время учетных норм);
  • любые действия офицера (или прапорщика), направленные на ухудшение общего состояния жилого помещения, в результате которых оно становится непригодным для нормального (безопасного) проживания в нем;
  • осуществление военнослужащим несогласованной (незаконной) с уполномоченными должностными лицами перепланировки, в результате которой происходит значительное уменьшение размера общей жилой площади данного помещения;
  • заключение сделки, целью которой является обмен занимаемой офицером (или прапорщиком) квартиры на жилое помещение меньшего по площади размера;
  • расторжение офицером (или прапорщиком) брака, если одним из последствий развода является выделение доли в занимаемом жилом помещении (или передача данного жилья полностью) второму супругу;
  • заключение офицером (или прапорщиком) фиктивного брака, единственной целью которого является получение дополнительной жилой площади.

На практике встречаются и иные примеры намеренного ухудшения условий проживания, поэтому вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Должностные лица, рассматривающие ходатайство о включении военнослужащего в реестр лиц, нуждающихся в улучшении условий проживания, могут отказать в его удовлетворении, если факты умышленного ухудшения условий проживания будут установлены и подтверждены в установленном порядке.

Также следует иметь в виду, что далеко не все действия по своей природе являются умышленным изменением условий проживания в худшую сторону, даже если они по формальным признакам соответствуют вышеприведенному списку. К примеру, такое событие, как рождение в семье военнослужащего ребенка, хоть и влечет уменьшение размера жилой площади, приходящейся по нормам учета на долю каждого зарегистрированного в квартире, но при этом не может быть признано целенаправленным (намеренным) ухудшением жилищных условий.

Кроме того, законодательством закреплен ряд случаев, когда определенные действия не подпадают под определение «намеренное ухудшение условий проживания»:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: