Ухудшение жилищных условий: военнослужащих, при постановке на учет, несовершеннолетнего ребенка, жк рф

Ухудшение жилищных условий: военнослужащих, при постановке на учет, несовершеннолетнего ребенка, жк рф

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768 “Об утверждении Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях;

форму выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно;

форму акта приема-передачи жилого помещения.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст. 4210);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 201 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 11, ст. 1607);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 900 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст. 5040);

пункт 46 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1540 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст. 368).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 октября 2020 г. N 1768

Правила
признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в целях организации работы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы):

а) по признанию военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” (далее – военнослужащие), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) по приему заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях;

в) по ведению списка (реестра) нуждающихся в жилых помещениях и внесению в него данных о военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее – учет), и членах их семей;

г) по проверке данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

2. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов (далее – уполномоченные органы).

3. В случае гибели (смерти) военнослужащих действие настоящих Правил распространяется на лиц, указанных в абзаце первом пункта 3 1 статьи 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

4. Военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, а также члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства (наименование субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается).

5. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства – по избранному месту жительства.

6. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются следующие документы:

копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и документов о регистрации по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, а в случае, если дети усыновлены (удочерены), – копии свидетельства об усыновлении (удочерении) либо решения суда об усыновлении (удочерении);

копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления;

копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну, к заявлениям о признании нуждающимися в жилых помещениях, кроме документов, указанных в абзацах втором – пятом настоящего пункта, также прилагают документы, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящих Правил. Перечень документов, которые необходимо представить военнослужащим в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 настоящих Правил, определяется федеральными органами.

Читайте также:
Улучшение жилищных условий матерям-одиночкам: в 2021 году, субсидия, имеющих двух детей, программа, многодетной

В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и абзаце четвертом пункта 7 настоящих Правил, не могут быть получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).

Копии документов должны быть представлены с предъявлением подлинника либо удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Уполномоченный орган самостоятельно запрашивает:

справку об общей продолжительности военной службы в календарном исчислении с указанием периода и мест (населенных пунктов) прохождения военной службы, а также иные документы, необходимые для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, находящиеся в распоряжении федерального органа либо подведомственных ему организаций (учреждений). В общую продолжительность военной службы в календарном исчислении, дающую право на признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, включаются только периоды военной службы по контракту и призыву, если иное не установлено федеральным законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации;

в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации;

в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных указанным органам организациях (учреждениях) – документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия военнослужащего и членов его семьи на учет.

Документы, указанные в настоящем пункте, военнослужащие (за исключением военнослужащих, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну) вправе представить по собственной инициативе, в этом случае уполномоченный орган вправе не осуществлять запрос указанных документов.

8. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.

Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств (мероприятий), при условии, что заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, подано в течение 3 месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств (мероприятий).

Если даты принятия на учет военнослужащих совпадают, определение очередности в целях обеспечения жилыми помещениями осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащих в календарном исчислении на дату принятия на учет, а при равной ее продолжительности – согласно старшинству воинских званий на дату принятия на учет.

9. При переводе военнослужащего для прохождения военной службы в другой федеральный орган датой постановки его на учет считается дата постановки на учет федеральным органом по прежнему месту военной службы.

10. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом не позднее 30 рабочих дней со дня представления военнослужащим в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

11. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) определяется федеральными органами.

12. Военнослужащие и (или) члены их семей, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, утрате права пользования жилыми помещениями или к их отчуждению, в результате которых военнослужащие и (или) члены их семей могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”);

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

13. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, указанное решение либо выписку из него.

14. Уполномоченный орган ведет список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносит в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений.

Читайте также:
Нуждающиеся в улучшении жилищных условий: в 2021, москва, признание, семьи, гражданин, очередь

15. Военнослужащие, не обеспеченные на дату увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), не могут быть без их согласия сняты с учета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и пунктом 17 настоящих Правил, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

16. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 рабочих дней сообщить в уполномоченный орган об изменении сведений в ранее представленных ими документах.

17. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:

а) до предоставления им жилых помещений;

б) до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;

в) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г., нового контракта о прохождении военной службы;

г) до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.

18. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.

Форма решения о снятии с учета устанавливается федеральными органами.

19. Уполномоченные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам признания военнослужащих –
граждан Российской Федерации,
проходящих военную службу
по контракту, нуждающимися
в жилых помещениях
(форма)

Намеренное ухудшение жилищных условий (табица)

Намеренное ухудшение жилищных условий (НУЖУ)

(табица)

№ п/п

Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий

Правовой акт

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”);

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

п. 12 Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768

К действиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) гражданами, указанными в подпункте “б” пункта 5 настоящих Правил, в целях настоящих Правил относятся следующие действия и гражданско-правовые сделки, совершенные указанными гражданами и (или) членами их семей:

а) обмен жилыми помещениями на жилое помещение меньшей общей площади;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги) гражданина – участника основного мероприятия, несовершеннолетних детей и временных жильцов);

г) отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

П. 7.1. Правил Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 “О некоторых вопросах реализации основного мероприятия “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” государственной

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280

5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом “и” настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.

Читайте также:
Ухудшение жилищных условий военнослужащих: закон, при разводе, изменения, судебная практика

Не рассматриваются в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей 7 ;

б) вселение в установленном порядке в жилое помещение супруга (супруги), родителей военнослужащего (гражданина), если по предыдущему месту жительства они могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

г) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

д) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

е) отказ наследника от наследства;

ж) сдача жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или на праве собственности по прежнему месту жительства, соответствующему государственному или муниципальному органу или уполномоченному ими лицу в связи с убытием к месту военной службы военнослужащего;

з) выезд членов семьи военнослужащего в другое место жительства к месту военной службы военнослужащего и совершение ими в связи с этим действий по прекращению права пользования жилыми помещениями;

и) утрата права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения.

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 590 “Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями”

6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 (п. 27)

Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий?

15 лет назад, с 1 марта 2004 года был введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Именно тогда в статье 53 данного законодательного акта и появилось словосочетание «намеренное ухудшение жилищных условий».

Правда, как это часто бывает, ни конкретного определения, ни случаев, подпадающих под данный термин, законодательство не устанавливает.

Что говорит закон

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Более-менее четко в статье 53 ЖК РФ определены:

  • условия, при которых применяется понятие «намеренное ухудшение жилищных условий». Под ним понимаются действия граждан с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,
  • последствия совершения таких действий. Это возможность реализации такого права не ранее 5 лет со дня совершения указанных действий.

По причине того, что определение «намеренного ухудшения жилищных условий» в законодательстве отсутствует, вопрос о наличии либо отсутствии таковых действий рассматривается в каждом случае индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. И, как правило, разрешать спорные ситуации практически всегда приходится судам (а как иначе – на то и нужны плохо проработанные законы, чтоб пополнять бюджет и не уменьшать поток судебных дел).

Так, действиями, отнесенными к намеренному ухудшению жилищных условий, судами в разное время признавались:

  • прекращение права собственности на жилое помещение (продажа, дарение и другие сделки, направленные на отчуждение жилья);
  • изменение статуса недвижимости (перевод из жилого помещения в нежилое);
  • отказ от заключения договора социального найма (когда предложенная квартира «не устраивает» нанимателей, хотя она соответствует всем требованиям законодательства);
  • действия, направленные на прекращение договора найма жилого помещения (одностороннее расторжение договора по инициативе нанимателя; невыполнение условий договора найма жилого помещения, повлекшее выселение граждан из данного жилого помещения, и т.п.);
  • выдел доли собственниками жилых помещений;
  • вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми, в результате чего доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в нем, становится менее учетной нормы;
  • расторжение брака с целью получения жилья;
  • намеренная порча жилого помещения, в результате чего оно приводилось в непригодное для проживания состояние;
  • незаконные переустройство, перепланировка жилого помещения в целях уменьшения общего размера его площади;
  • изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;
  • обмен занимаемого гражданином жилого помещения на жилое помещение меньшей площади.

Указанный перечень можно продолжать и продолжать.

Важно отметить, что далеко не все действия граждан, внешне соответствующие приведенному перечню, можно считать намеренными действиями, направленными на получение статуса нуждающихся в жилых помещениях.

Таковыми, например, не являются:

  • рождение в семье ребенка, вследствие чего доля общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, включая новорожденного, становится менее учетной нормы;
  • вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
  • вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей в жилые помещения в качестве членов семьи;
  • расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
  • возникновение проблем с жильем по причинам, не зависящим от заявителя (естественный износ жилища и признание жилого помещения, индивидуального дома или многоквартирного дома в целом аварийным, уничтожение жилища пожаром или иным чрезвычайным происшествием и т.д.);
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
  • отказ от принятия наследства (если потенциальный наследник не проживает в жилище, которое впоследствии может наследовать), дара, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Отдельные случаи, которые не считаются намеренными действиями, влекущими последствия, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ, могут применяться к определенным категориям граждан Российской Федерации.

Так, применительно к военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, неприменимы к последствиям применения статьи 53 ЖК РФ следующие случаи:

  • сдача военнослужащим занимаемого им жилого помещения квартирным органам Минобороны России по прежнему месту службы в связи с переводом к новому месту службы;
  • подача увольняемым военнослужащим, обеспеченным жилым помещением по последнему месту службы, рапорта о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения;
  • отказ увольняемого военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) от реализации выданного ему государственного жилищного сертификата;
  • отказ гражданина, поступившего на военную службу по контракту, от права пользования жилым помещением на правах члена семьи нанимателя по прежнему месту жительства со снятием с регистрационного учета в данном жилом помещении.
Читайте также:
Снятие с учета на улучшение жилищных условий: основания, граждан, заявление, порядок

Вообще статья 53 ЖК РФ по своему характеру является императивной. То есть граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, по истечении 5 лет со дня их совершения принимаются на учет (а не “могут быть” приняты). Конечно, при этом они должны отвечать другим условиям признания их нуждающимися в получении жилых помещений.

Однако законом не урегулирован вопрос о совершении намеренных действий, связанных с ухудшением жилищных условий, гражданином, уже ранее признанным нуждающимся в жилом помещении и включенным в соответствующие списки. Например, гражданин в целях получения жилого помещения большей площади искусственно увеличивает состав своей семьи путем регистрации по своему адресу родственников (родителей, внуков, зятьев, невесток и др.). Должны ли вновь вселенные родственники учитываться при определении размера предоставляемого в подобном случае жилого помещения?

Прямого ответа на данный вопрос законодательство не предусматривает…

Жилищные права ребенка

Родителям – о том, как поставить ребенка на регистрационный учет и снять с него; как определить размер долей в праве собственности на квартиру, купленную с привлечением средств маткапитала, и как ее продать; о передаче ребенку недвижимости в счет исполнения алиментных обязательств и привлечении второго родителя к участию в дополнительных расходах на ребенка

Постановка ребенка на регистрационный учет в жилом помещении

Местом жительства детей, не достигших возраста 14 лет, признается место жительства их родителей (ст. 20 ГК РФ). Причем неважно, проживают ли родители вместе и есть ли у ребенка права на помещение, в котором он живет с родителями. Ребенок не может быть зарегистрирован отдельно от них. Жилищное законодательство устанавливает безусловное право на вселение и регистрацию ребенка в квартире, где зарегистрированы его родители или один из них. Это значит, что на его регистрацию согласие собственников жилого помещения не требуется.

Для регистрации ребенка по месту жительства понадобятся следующие документы 1 :

  • заявление о регистрации по месту жительства;
  • свидетельство о рождении (для не достигших 14-летнего возраста);
  • паспорта законных представителей;
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).

Снятие ребенка с регистрационного учета

Снятие с регистрационного учета ребенка возможно как в добровольном порядке – по заявлению родителей (в определенных случаях – одного из них), так и в судебном, например по иску нового собственника квартиры или банка-залогодержателя после обращения взыскания на квартиру как предмет залога.

Согласие органа опеки и попечительства на снятие ребенка с регистрационного учета не требуется. Сделать это можно двумя способами:

1. путем подачи заявления о регистрации по новому месту жительства – в таком случае снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства производится автоматически;

2. путем подачи заявления о снятии с регистрационного учета в свободной форме с указанием адреса выбытия.

Право ребенка на пользование и проживание в жилом помещении, куда он был вселен родителями, не зависит от факта его проживания с ними. Этот довод подтвердил Верховный Суд РФ 2 : прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой утрату им права пользования жилым помещением. Не имеет значения, на каком праве помещение предоставляется ребенку. Главное, чтобы ему было где жить и чтобы помещение соответствовало требованиям, установленным законодательством РФ. При этом родитель, с которым определено место жительства ребенка, аналогичными с ним правами не обладает, поэтому претендовать на пользование жилым помещением другого родителя не может.

Рассмотрим пример. У супругов родился ребенок, которого зарегистрировали по месту жительства отца. Позже брак был расторгнут, ребенок остался проживать с матерью, которая приобрела другую квартиру и зарегистрировалась в ней. Несмотря на то что ребенок по адресу регистрации вместе с отцом не проживает, в принудительном порядке снять его с регистрационного учета в данном случае будет нельзя.

После достижения ребенком возраста 18 лет родитель может обратиться в суд с требованием о снятии его с регистрационного учета. Но то, что ребенок не проживает в жилом помещении, само по себе не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку юридически значимыми обстоятельствами в таких делах являются:

  • причина и продолжительность непроживания ребенка в жилом помещении;
  • характер его выезда из помещения – вынужденный, например в силу конфликтных отношений в семье, или добровольный; временный, например на период работы, обучения, лечения, или постоянный;
  • факт чинения ребенку препятствий в пользовании помещением со стороны лиц, проживающих в нем;
  • наличие у него права пользования другим жилым помещением;
  • период, который прошел с момента достижения ребенком совершеннолетия до момента обращения родителя с соответствующим исковым заявлением в суд.
Читайте также:
Материнский капитал на улучшение жилищных условий: какие условия, правила, документы, до 3 лет в 2021, когда могут отказать

Ребенок в силу возраста не может в полной мере реализовать принадлежащие ему жилищные права, в том числе самостоятельно определять, где и с кем ему жить, поэтому непроживание в помещении одного из родителей до совершеннолетия не свидетельствует о том, что после достижения 18 лет он отказался от права пользования им.

Определение доли ребенка-собственника в квартире, приобретенной с использованием средств материнского капитала

Семейным законодательством установлен принцип раздельной собственности родителей и детей, согласно которому ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, и наоборот. Так, например, вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и др.), при разводе разделу между супругами не подлежат и передаются без компенсации тому из них, с кем остаются жить дети. Родители и дети, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Одним из оснований признания за ребенком доли в праве собственности на квартиру родителей является ее приобретение с использованием средств материнского капитала. Жилье оформляется в собственность детей и родителей с определением размера долей каждого по соглашению между ними. При заключении такого соглашения необходимо учитывать, что средства маткапитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними. При отсутствии брачного договора доли супругов предполагаются равными в имуществе, приобретенном в период брака. Однако при определении долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное не только за счет маткапитала, заключаемое соглашение может содержать элементы соглашения о разделе общего имущества супругов. Такое соглашение должно быть нотариально удостоверено.

Доли детей в таком имуществе не могут быть меньше долей, причитающихся им по закону. Определение долей в праве собственности на квартиру должно производиться исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского капитала, а не на все средства, за счет которых квартира была куплена, что не запрещает родителям перераспределить свои доли любым образом. По условиям соглашения размер долей детей в праве собственности на жилое помещение может быть увеличен.

К примеру, у семьи в 2020 г. родился второй ребенок. Супруги решили приобрести квартиру на собственные деньги и средства материнского капитала. Ее стоимость – 2 466 468 руб. Размер маткапитала на второго ребенка в настоящее время равен 616 617 руб. Значит, добавить супругам пришлось 1 849 851 руб. (предполагается, что с каждого – по 924 925,5 руб., поскольку, по общему правилу, все совместно нажитое имущество супругов в период брака делится пополам). Следовательно:

  • доля супруга в денежном выражении составляет 1 079 079,75 руб. (924 925,5 руб. + 154 154,25 руб., где первое число – часть вложенных в покупку личных средств, второе – его доля на средства маткапитала);
  • доля супруги – 1 079 079,75 руб. (924 925,5 руб. + 154 154,25 руб.);
  • доля первого ребенка – 154 154,25 руб.;
  • доля второго ребенка – 154 154,25 руб.

Таким образом, доли супруга и супруги составляют по 44/100 доли в праве собственности, доли первого и второго ребенка – по 6/100. Супруги могут договориться об ином распределении долей при условии выдела детям долей в размере не меньше указанного, т.е. причитающегося им по закону.

Продажа квартиры, собственником которой является ребенок

Для продажи квартиры, в которой зарегистрирован несовершеннолетний ребенок, согласие органа опеки и попечительства не требуется. Поскольку местом проживания ребенка является место проживания его родителей, они могут снять его с регистрационного учета добровольно до совершения сделки. Либо придется это сделать в судебном порядке по иску покупателя после перевода на него права собственности на квартиру.

Если же ребенок имеет долю в праве собственности на квартиру, то родители не могут распоряжаться его имуществом по собственному усмотрению без получения предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В задачи этих органов входит проверка соблюдения имущественных прав несовершеннолетнего, что является ключевым критерием оценки действительности заключаемой родителями сделки по отчуждению его имущества.

Юридически значимыми обстоятельствами в таких делах являются: соблюдение процедуры отчуждения объекта недвижимого имущества и обеспечение прав несовершеннолетнего при приобретении новой квартиры. Под последним обстоятельством обычно подразумевается улучшение его жилищных условий. Например:

1. Увеличение доли в праве собственности ребенка в равнозначных по площадям квартирах. К примеру, взамен 1/3 доли в праве собственности ребенка в двухкомнатной квартире площадью 62 кв. м приобретается 1/3 доли в двухкомнатной квартире площадью 65 кв. м.

2. Увеличение площади, приходящейся на долю в праве собственности ребенка в неравнозначных по площадям квартирах. К примеру, в результате совершаемой сделки каждый из малолетних становится собственником 1/20 доли в трехкомнатной квартире (4,26 кв. м на каждого ребенка) вместо 1/30 доли в двухкомнатной квартире (1,35 кв. м на каждого ребенка). При этом количество комнат необязательно должно увеличиваться: ребенок может стать собственником ½ доли в двухкомнатной квартире (20,2 кв. м) взамен ¼ доли в трехкомнатной квартире (19,5 кв. м).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ 3 , сделки по отчуждению имущества детей не могут запрещаться произвольно, поскольку учитываться должны обстоятельства каждой ситуации. В случае если орган опеки и попечительства отказывается выдавать соответствующее разрешение, родитель может оспорить его действия в суде, обосновав, в чем состоит интерес ребенка.

Передача родителем ребенку недвижимого имущества в счет исполнения алиментных обязательств

Родители могут заключить соглашение об уплате алиментов на содержание ребенка путем предоставления ему в собственность недвижимого имущества. Стороной алиментного соглашения и получателем алиментов является родитель. Но выгодоприобретателем должен выступать именно ребенок, в интересах и на содержание которого предназначено расходование алиментов. В ином случае соглашение может быть признано недействительным ввиду нарушения имущественных прав и законных интересов ребенка.

Читайте также:
Расширение жилищных условий: многодетным, малоимущим семьям, документы, программа, субсидия,

(Как получить алименты, изменить их размер и привлечь второго родителя к несению дополнительных расходов, что делать в случае уклонения его от уплаты, почему его могут освободить от этой обязанности и погашения задолженности – ответы на популярные вопросы получателей алиментов и их плательщиков вы найдете в статье «Об алиментах на ребенка – в подробностях»).

Участие родителя в дополнительных расходах на ребенка путем обеспечения его жилищных прав

6 февраля 2020 г. были внесены изменения в ст. 86 Семейного кодекса РФ 4 . После этого отсутствие пригодного для постоянного проживания помещения стало новым обстоятельством для взыскания дополнительных расходов на содержание ребенка. Вопрос об участии в них может быть поставлен заинтересованным родителем в любой момент вне зависимости от факта и даты расторжения брака, раздела имущества, исполнения алиментных обязательств в отношении как уже понесенных расходов, так и предполагаемых в будущем. В таком споре родителю-истцу необходимо обосновать наличие исключительных обстоятельств, позволяющих привлечь второго родителя к участию в дополнительных расходах на ребенка. При этом привлечь к участию в таких расходах могут только родителя, у которого есть материальные возможности, например, оплачивать аренду квартиры, где живет или будет жить несовершеннолетний, при условии отсутствия у него иного пригодного жилья.

Но надо учитывать, что закон не определяет размер такого участия. Скажем, должна ли компенсироваться плата по договору найма жилого помещения полностью, наполовину или в ином размере? Открытым остается вопрос о том, можно ли привлечь второго родителя к участию в расходах по ипотечным платежам за квартиру, в которой живет ребенок или собственником которой он является.

1 Приказ МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.

2 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 декабря 2009 г. № 36-В09-8.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. № 13-П.

4 Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. № 10-ФЗ «О внесении изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации».

Защита жилищных прав несовершеннолетних

Бобкова Светлана Александровна, судья Тульского областного суда.

В соответствии с принципами, установленными в Декларации прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.), ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту . В целях создания благоприятных условий, позволяющих ребенку развиваться физически и духовно, наилучшее обеспечение его интересов необходимо ставить во главу угла при выборе законодателем приоритетов своей правовой политики. Среди основополагающих принципов, которые определены в указанной Декларации, право ребенка на жилище является одним из наиболее важных положений.

В соответствии с частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.

Несовершеннолетние являются одной из наименее защищенных в социальном плане категорий населения, поэтому вопрос защиты их жилищных прав приобретает особую актуальность. Правовой статус несовершеннолетних характеризуется тем, что они не имеют возможности повлиять на решения, принимаемые их родителями и иными законными представителями, следовательно, не могут должным образом осуществлять защиту своих прав, в том числе и жилищных. Как показывает судебная практика, действия родителей или иных лиц зачастую оказываются в противоречии с интересами детей в силу возникновения неприязненных отношений между ними или наличия корыстных целей . В ситуации, когда кто-либо из родителей, пренебрегая своими родительскими обязанностями, предъявляет иск о признании несовершеннолетнего утратившим либо не приобретшим право пользования жилым помещением, о снятии несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета, выселении, встает вопрос об обеспечении надлежащей правовой охраны интересов тех, кто в силу своего возраста не может самостоятельно реализовывать свои правомочия.

См.: Карпухин Д. Проблемы защиты прав несовершеннолетних лиц при совершении сделок с жилыми помещениями // Жилищное право. 2013. N 12. С. 15.

Сразу после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) судебная практика начала складываться таким образом, что суды, ссылаясь на положения части 4 ст. 31 данного Кодекса, признавали несовершеннолетних детей утратившими право пользования жилым помещением, если они перестали жить совместно с родителем – собственником жилого помещения. При этом суды исходили из того, что в случае, когда ребенок по соглашению родителей остается проживать с родителем, у которого в собственности жилья не имеется, он является бывшим членом семьи собственника жилого помещения и подлежит выселению вместе с бывшим супругом.

В период 2005 – 2007 годов было удовлетворено значительное количество исков о выселении детей вместе с одним из родителей. Однако Верховный Суд Российской Федерации скорректировал данную практику, разъяснив, что дети не могут признаваться бывшими членами семьи кого-либо из родителей, так как в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака между его родителями .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.) (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1684941/#1684941).

Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) устанавливает нормы, предусматривающие ответственность родителей за воспитание и развитие своих детей, обязанность заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В силу этого ни расторжение брака, ни раздельное проживание родителей не могут влиять на жилищные права ребенка. На это неоднократно обращал внимание Верховный Суд Российской Федерации. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” обращено внимание судов на то, что прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 ст. 31 ЖК РФ .

Читайте также:
Улучшение жилищных условий инвалидам: 2 группы, 3, 1, сертификат, образец заявления, детям, очередь, субсидия

Бюллетень ВС РФ. 2009. N 9.

Одним из наиболее примечательных судебных дел является гражданское дело по иску К.С. к Ш.Д., Ш.И., действующей в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.В., о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, по встречному иску Ш.И., действующей в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.В., к К.С., Ш.Д., Ш.В. об обязании восстановить право на жилище, обеспечив жилым помещением, о признании права на проживание до предоставления другого жилого помещения.

Верховный Суд, опираясь на нормы действующего законодательства, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2010 г. N 13-П “По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой” , Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”, не согласился с выводами суда второй инстанции, который посчитал, что после перехода права собственности на спорную квартиру к новому собственнику право пользования данным жилым помещением у зарегистрированных в ней лиц, в том числе несовершеннолетней Ш.В., прекратилось, в связи с чем указанные лица, включая несовершеннолетнего ребенка, подлежали снятию с регистрационного учета.

Вестник КС РФ. 2010. N 5.

Сославшись на положения пункта 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), суд второй инстанции пришел к выводу: сохранение за несовершеннолетней Ш.В. права пользования спорным жилым помещением не основано на законе, поскольку право пользования этим помещением ее родителей прекращено. Однако, как указал Верховный Суд Российской Федерации, судом второй инстанции были неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу, касающиеся соблюдения жилищных прав несовершеннолетнего ребенка, в частности тот факт, что Ш.В. постоянно зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, права на другое жилое помещение не имеет, денежными средствами для приобретения иного жилья ее мать не обладает.

Решение суда второй инстанции было отменено, решение суда первой инстанции, которым защищены права несовершеннолетней Ш.В., оставлено без изменения .

Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 4-КГ13-2 (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70277848).

Правовая позиция судов по рассматриваемому вопросу в настоящее время характеризуется направленностью на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних как субъектов, не способных в силу возраста самостоятельно реализовать свое право пользования жилым помещением и проживающих на той жилой площади, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей.

В качестве примера, когда суд защитил оспариваемые одним из родителей права несовершеннолетнего на пользование жилым помещением, приведем Определение Ленинградского областного суда от 27 августа 2014 г. N 33-4292/2014 по гражданскому делу о признании несовершеннолетнего не приобретшим право пользования жилым помещением, обязании отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Приозерском районе снять его с регистрационного учета.

В исковом заявлении истец сослался на то обстоятельство, что в период брака вместе с супругой и сыном он проживал в квартире родителей супруги, однако ребенок был зарегистрирован по адресу принадлежащей истцу квартиры, поскольку родители супруги отказывались зарегистрировать внука на их жилой площади. До момента прекращения семейных отношений и расторжения брака несовершеннолетний в принадлежащую истцу квартиру не вселялся и фактически не проживал в ней; с рождения и по настоящее время ребенок проживает с матерью по ее месту жительства .

СПС “КонсультантПлюс”. Документ опубликован не был.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции об отказе в иске, суд второй инстанции указал следующее: поскольку родители избрали местом жительства ребенка спорную жилую площадь, суд сделал правильный вывод, признав факт возникновения у несовершеннолетнего права пользования спорной квартирой, и то обстоятельство, что в настоящее время несовершеннолетний не проживает по данному адресу вместе со своим отцом, не является свидетельством отсутствия у ребенка права пользования спорным жилым помещением, поскольку в силу своего малолетнего возраста он не может самостоятельно осуществлять свои права, в том числе право на выбор места жительства.

Приведем еще один пример судебной защиты жилищных прав несовершеннолетних, в отношении которых заявлен иск о выселении.

Истец при обращении в суд указала, что является собственником квартиры, в которой зарегистрированы ответчики – бывшая жена родного брата с двумя несовершеннолетними детьми. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции сослался на положения ст. ст. 209, 288, 292 ГК РФ; ст. ст. 30, 31, 35 ЖК РФ и исходил из того, что ответчики не являются членами семьи нового собственника спорного жилого помещения, отец несовершеннолетних прекратил право пользования этим жилым помещением и снялся с регистрационного учета, регистрация ответчиков нарушает права истца на реализацию правомочий собственника квартиры. Отменяя указанное решение и принимая новое – об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции признал, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.

Суд второй инстанции установил, что отец несовершеннолетних ответчиков после расторжения брака с их матерью подарил принадлежавшую ему на праве собственности квартиру (по адресу данной квартиры с рождения проживали и были зарегистрированы его дети) своему отцу, а тот, в свою очередь, передал квартиру в дар дочери, которая впоследствии и обратилась в суд с иском о выселении несовершеннолетних племянников. Сославшись на положения ст. 10 ГК РФ, ст. ст. 17, 38, 40 Конституции Российской Федерации, нормы ст. ст. 55 и 63 СК РФ, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, Конвенцию ООН о правах ребенка, суд второй инстанции пришел к выводу о злоупотреблении со стороны отца несовершеннолетних ответчиков и его близких родственников своими правами. Отчуждая жилое помещение, отец несовершеннолетних не предпринял никаких действий по обеспечению их другим жильем. Как видно из установленных судом фактических обстоятельств дела, действия отца несовершеннолетних детей и его близких родственников по передаче друг другу в короткий промежуток времени права собственности на спорную квартиру осуществлялись исключительно для того, чтобы прекратить право пользования жилым помещением несовершеннолетних детей .

Читайте также:
Улучшение жилищных условий сотрудникам полиции: мвд, выплата, в 2021 году

Определение Тульского областного суда от 13 ноября 2014 г. по делу N 33-3131/2014.

Особо следует выделить такую категорию несовершеннолетних граждан, для которых государственная защита и поддержка являются жизненно важным аспектом: это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” , существенно расширено содержание государственных гарантий по предоставлению таким гражданам жилых помещений.

СЗ РФ. 2012. N 10. Ст. 1163.

На сегодняшний день ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в редакции Федеральных законов от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ ) достаточно подробно регламентированы гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение.

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3477.

Важные изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ в ЖК РФ, касаются обеспечения жильем указанной категории граждан (в частности, данный Кодекс дополнен статьями 98.1, 109.1, а в его ст. 103 включена ч. 5).

Так, детям-сиротам, достигшим 18 лет, предоставляется право на получение жилого помещения из специализированного фонда по срочному договору найма на пять лет. До 2013 года жилые помещения предоставлялись детям-сиротам, достигшим совершеннолетия, по договору социального найма или приобретались на социальные выплаты. При этом указанные граждане часто становились жертвами мошенников либо необдуманно, вопреки собственным интересам, распоряжались полученным жильем вскоре после его приобретения. Одной из новелл жилищного законодательства является и то, что действие срочного договора найма жилого помещения, полученного из специализированного фонда, в некоторых случаях может быть продлено еще на пять лет; по истечении этого срока сироты смогут получить свое жилье по договору социального найма. При определенных условиях жилье может быть предоставлено и до того, как ребенку исполнится 18 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Кроме того, ст. 103 ЖК РФ, дополненная ч. 5, устанавливает запрет на выселение лиц указанной категории из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

В заключение можно отметить, что судебная практика по вопросам, связанным с жилищными правами несовершеннолетних, скорректированная правовыми позициями высших судов Российской Федерации, идет по пути всемерной защиты прав и интересов ребенка, как того требуют нормы международного права и российского законодательства.

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

​Нормами Российского права закреплено, что вопрос о принятии военнослужащих, которые намеренно изменили в худшую сторону условия своего проживания для приобретения права на признание их лицами, нуждающимися в предоставлении большей по размеру жилой площади, может быть решен положительно только после истечении пятилетнего срока, отсчет которого начинается со дня осуществления указанных действий. Ни в одном нормативном акте такому понятию, как «умышленное ухудшение условий для проживания», толкования не дано. Поэтому каждый случай изменения офицером (или прапорщиком) условий своего размещения в жилом помещении, который повлек значительное уменьшение жилой площади, должен быть рассмотрен индивидуально, если требуется принять решение об обеспечении этого военнослужащего жилым помещением или предоставлении ему жилья большего по площади размера (с учетом действующих норм обеспечения).

Основными отличительными особенностями, которыми характеризуется целенаправленное изменение военнослужащим в худшую сторону условий проживания, являются:

  • наличие у офицера (или прапорщика) желания приобрести право на признание его и его родственников (или иждивенцев) нуждающимися в улучшении условий проживания;
  • военнослужащий целенаправленно совершает действия (иногда даже неправомерные), результатом которых становится ухудшение условий его проживания (например, уменьшение жилой площади или ее отчуждение);
  • военнослужащий на момент подобного изменения условий своего проживания не признан нуждающимся в государственной поддержке, которая представляет собой обеспечение жильем в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • результатом вышеуказанных действий должно стать включение офицера (или прапорщика) в соответствующий реестр лиц, жилищные условия которых впоследствии будут улучшены путем предоставления жилья большей по размеру площади.

Понятие и особенности ухудшения военнослужащим своих условий проживания и условий проживания своих родственников

Умышленным ухудшением жилищных условий со стороны военнослужащего считается такое распоряжение уже имеющейся у него жилой площадью (домом, квартирой, комнатой), вследствие которой он может неправомерно претендовать на получение государственной поддержки в виде обеспечения его и его родных дополнительной площадью для проживания.

Так как законом не закреплен перечень конкретных действий, которые могли бы свидетельствовать об умышленном изменении в худшую сторону условий проживания военнослужащего и его близких родственников, то, исходя из обобщенной практики рассмотрения подобных вопросов, можно выделить самые распространенные случаи совершения таких действий:

  • любые отчуждающие имущество сделки (например, дарение или продажа), результатом которых является лишение офицера (или прапорщика) права собственности, распространяющее свое действие на занимаемое им жилое помещение;
  • любые действия, результатом которых является расторжение действующего договора социального найма жилья (например, расторжение договора исключительно по инициативе военнослужащего, являющегося нанимателем, или выселение офицера (или прапорщика) совместно с его родственниками из-за существенного нарушения ими указанных в договоре условий и т.д.);
  • действия, которые направлены на прекращение права общей (долевой) собственности военнослужащего на жилое помещение, выражающиеся в определении стоимости доли собственника для последующего ее выделения путем перечисления денежной суммы на счет данного офицера (или прапорщика);
  • регистрация в жилом помещении, занимаемом военнослужащим, по его инициативе иных лиц, которые не являются родственниками этого офицера (или прапорщика), если результатом подобных действий становится значительное уменьшение размера жилой площади, приходящегося на долю каждого квартиранта (в соответствии с требованиями применяемых в настоящее время учетных норм);
  • любые действия офицера (или прапорщика), направленные на ухудшение общего состояния жилого помещения, в результате которых оно становится непригодным для нормального (безопасного) проживания в нем;
  • осуществление военнослужащим несогласованной (незаконной) с уполномоченными должностными лицами перепланировки, в результате которой происходит значительное уменьшение размера общей жилой площади данного помещения;
  • заключение сделки, целью которой является обмен занимаемой офицером (или прапорщиком) квартиры на жилое помещение меньшего по площади размера;
  • расторжение офицером (или прапорщиком) брака, если одним из последствий развода является выделение доли в занимаемом жилом помещении (или передача данного жилья полностью) второму супругу;
  • заключение офицером (или прапорщиком) фиктивного брака, единственной целью которого является получение дополнительной жилой площади.
Читайте также:
Как улучшить жилищные условия: молодой, многодетной семье, мат капитал, инвалиду, если квартира в ипотеке, в москве

На практике встречаются и иные примеры намеренного ухудшения условий проживания, поэтому вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Должностные лица, рассматривающие ходатайство о включении военнослужащего в реестр лиц, нуждающихся в улучшении условий проживания, могут отказать в его удовлетворении, если факты умышленного ухудшения условий проживания будут установлены и подтверждены в установленном порядке.

Также следует иметь в виду, что далеко не все действия по своей природе являются умышленным изменением условий проживания в худшую сторону, даже если они по формальным признакам соответствуют вышеприведенному списку. К примеру, такое событие, как рождение в семье военнослужащего ребенка, хоть и влечет уменьшение размера жилой площади, приходящейся по нормам учета на долю каждого зарегистрированного в квартире, но при этом не может быть признано целенаправленным (намеренным) ухудшением жилищных условий.

Кроме того, законодательством закреплен ряд случаев, когда определенные действия не подпадают под определение «намеренное ухудшение условий проживания»:

Ухудшение жилищных условий: военнослужащих, при постановке на учет, несовершеннолетнего ребенка, жк рф

Объясните, подскажите, пожалуйста, что мне положено по увольнению, что мне делать и как всё будит происходить. Я военнослужащий прослужил 17,5 лет в ВС РФ. Льготной выслуги 20 лет. Женился в июне 2010 года. Сын родился в декабре 2010 года. Жил в закрытом городке с 7 лет до 28 января 2011 года был прописан в квартире по соц. найму моих родителей общей площадью 56,38 кв. м., принадлежащей МО РФ в которой было прописано вместе со мной 4 человека (отец, мама, бабушка и я). После 28.01.2011г прописался я, жена и сын при в/ч в этом же гарнизоне. Жена до этого право на жилплощадь не имела. Сын до этого прописан нигде не был. С 27.09.2011 года включён в список нуждающихся в получении (улучшении) служебными помещениями. Сейчас собираются увольнять по состоянию здоровья «В» или «д». Был у замполита, он сказал что т. к. я выписался, тем самым ухудшил свои жилищные условия, то жилое помещение по договору социального найма не положено.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В указанной статье отсутствуют нормы, называющие перечень действий, совершение которых может трактоваться как намерение приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации “, указано следующее:

“по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются”.

Из предложенного КС РФ толкования статьи 53 ЖК РФ вытекает следующее:

1. не любые действия, результатом которых стало уменьшение жилой площади менее учетной нормы, влекут ограничение в постановке на учет, а только те, которые совершены умышленно и преследовали цель ухудшения жилищных условий;

2. из презумпции добросовестности и разумности участников вытекает, что доказывать неразумность, недобросовестность, несправедливость поведения должен тот, кто с таким поведением связывает правовые последствия. Другими словами, орган власти, отказавший гражданину в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, должен доказывать в суде (если гражданин обратился в суд с заявлением об оспаривании такого отказа) что гражданин совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Читайте также:
Субсидии на улучшение жилищных условий: в 2021, многодетным семьям, очередь, на приобретение жилья, ветеранам вов, условия, очередь

В Определении от 19 февраля 2009 года № 6н-424/08, Верховный Суд РФ также указывал на необходимость выяснения судом наличия умысла в действиях гражданина:

“Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При таких данных суду следовало выяснить следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно и требуется ли в связи с этими действиями заявителя участие Министерства обороны в обеспечении его другим жильем.

Выяснение этих обстоятельств позволило бы установить причины ухудшения Г. жилищных условий и его право на обеспечение другим жильем”.

С 9 ноября 2010 года действует Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма”, “Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений”), утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 “О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений”.

Согласно п. 4 Инструкции, “военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются – действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с

изменением порядка пользования жилыми помещениями,

обменом жилых помещений,

невыполнением условий договора социального найма жилого помещения,

выделением доли жилых помещений собственниками,

отчуждением жилых помещений или их частей”.

Согласно Инструкции, не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке – родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;

имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

Следует обратиться в уполномоченный орган Министерства обороны РФ с заявлением о принятии вас на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Уполномоченным органом, как следует из Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 “Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации”, является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, функции которого осуществляются через специализированные организации – ФГУ (Западное, Центральное, Восточное и Южное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации. Жилищные комиссии, ранее осуществлявшие функции по предоставлению военнослужащим жилых помещений, ушли в прошлое. Непосредственное обращение военнослужащего по жилищным вопросам к представителю ФГУ в большинстве случаев невозможен ввиду удаленности учреждения от воинской части, и рассмотрение заявлений военнослужащего, в том числе о принятии на учет, сведется, как представляется, к формализму.

Между тем, если вы полагаете, что не совершали умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, а снятие с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма было вызвано (продиктовано) не желанием быть принятым на учет нуждающихся в жилом помещении и получить жилье от Министерства обороны, а иными, объективными причинами, то следует обращаться в суд с заявлением об оспаривании отказа уполномоченного органа в принятии вас на учет.

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос” 19.11.2011г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: