Председатель ТСЖ: права и обязанности, полномочия, ответственность по ЖК РФ, в 2021 году

Что с 1 июля 2021 года изменится в сфере надзора за работой УК и ТСЖ

25.06.2021

Вступит в силу новый закон о проведении государственного надзора и муниципального контроля, в том числе жилищного

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере – от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах. В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных. Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного. В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2021 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

В ст. 20 ЖК РФ разграничат полномочия госжилнадзора и муниципального жилищного контроля

Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2021 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений. Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ). Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности – наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию. Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований. Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

В рамках госжилнадзора не будет проверяться соблюдение УО лицензионных требований

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

Орган муниципального контроля сможет проверять соблюдение требований НПА только в отношении своего жилфонда

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2021 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

Читайте также:
Основная деятельность ТСЖ: управление, хозяйственная, финансовая, полномочия

В ЖК РФ закрепят перечень случаев для обращения органов ГЖН в суд с заявлением

Отдельно в ч. 12 ст. 20 ЖК РФ будут прописаны случаи, когда органы Госжилнадзора и муниципального контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

О признании недействительным решения ОСС или общего собрания членов ТСЖ, кооператива, которые приняты с нарушением требований ЖК РФ.

О ликвидации ТСЖ или кооператива, если они в установленный срок по выданному предписанию не привели Устав в соответствие с законодательством, или были созданы с неустранимыми нарушениями.

О признании недействительным договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, если они заключены с нарушениями норм ЖК РФ и не исправлены по выданному предписанию.

В защиту прав и законных интересов жителей МКД по их обращению или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

О признании недействительным договора соцнайма жилого помещения, если он нарушает нормы ЖК РФ и не скорректирован по предписанию в установленный срок. О понуждении к исполнению предписания.

Региональный лицензионный контроль подпадёт под действие нового № 248-ФЗ только с 1 марта 2022 года

Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2021 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля». В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ). До 1 марта 2022 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Будут внесены изменения в НПА о проведении надзорных мероприятий Роспотребнадзором, МЧС и другими ведомствами

В № 170-ФЗ включены 137 статей, которые вносят коррективы в десятки нормативно-правовых актов в области проведения надзорных мероприятий. Рассмотрим несколько изменений, с которыми управляющие домами могут столкнуться в своей работе. Согласно ст. 4 № 170-ФЗ, при проведении госнадзора в области прав потребителей Роспотребнадзор могут давать разъяснения по вопросам применения НПА в области защиты прав потребителей. При этом ведомство уполномочено перепоручить подведомственным госучреждениям консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. В сферу Госпожнадзора входят проверки выполнения организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на земельных участках, которыми они владеют или пользуются, а также оценка соответствия таких объектов нормам пожарной безопасности (ст. 12 № 170-ФЗ). Предметом санитарно-эпидемиологического контроля являются реализация соответствующих требований, содержащихся в НПА и в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также санэпиднадзор проверяет, как юридические и физические лица выполняют противоэпидемические профилактические мероприятия, что актуально в условиях усиливающихся мер по борьбе с коронавирусом в России (ст. 41 № 170-ФЗ).

Просмотров: 10927
Дата первого показа: 25.06.2021 09:32:11

Какие права и обязанности имеет председатель ТСЖ

Для продуктивного совместного управления домом жильцы нередко объединяются в товарищества собственников. Как и в любой организации, для более эффективной и слаженной деятельности ТСЖ необходим руководитель. Права и обязанности председателя ТСЖ регламентирует Жилищный кодекс РФ. Жильцам стоит знать, в чем они заключаются.

Понятие ТСЖ и его функции

В результате приватизации жилья изменилось отношение к содержанию домов. Если раньше этим вопросом в большей степени занималось государство, то сегодня за все отвечают сами собственники квартир.

Для больших многоквартирных домов существует два пути возможных действий:

  • заключить договор с управляющей компанией (УК);
  • создать товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Согласно законодательству РФ, ТСЖ представляет собой некоммерческую организацию. Она состоит из собственников квартир дома, которые объединились для совместного управления МКД и эксплуатации помещений.

ТСЖ может функционировать двумя способами: контролировать деятельность УК или самостоятельно обеспечивать содержание и ремонт дома.

Благодаря существованию такой организации можно:

  • предотвратить расход денег не по назначению;
  • повысить уровень безопасности проживания в доме;
  • собрать дополнительные средства на благоустройство территории и так далее.
Читайте также:
ТСН, что это такое, в чем различия с ТСЖ: полномочия, плюсы и минусы

Процедура образования ТСЖ

ТСЖ может быть создано в многоквартирном доме или посредством объединения нескольких МКД или расположенных рядом жилых зданий.

Для создания ТСЖ необходимо собрать информацию о собственниках помещений и провести сборы. На общем собрании следует:

  1. Проголосовать за образование товарищества собственников жилья.
  2. Принять устав объединения.
  3. Назначить членов правления и ревизионной комиссии.
  4. Оформить принятые решения протоколом собрания.

Затем ТСЖ нужно зарегистрировать и открыть отдельный счет в банке.

Все данные передаются прежнему балансодержателю дома. Передачей здания в управление ТСЖ занимается специальная комиссия, в которую включают представителей муниципалитета и органов управления ТСЖ.

Статус председателя ТСЖ

Председатель ТСЖ – это выборная должность. Особенности процедуры избрания и срок полномочий председателя определяются уставом товарищества.

К кандидату на эту должность устанавливаются определенные требования, в частности:

  • наличие российского гражданства. В некоторых случаях допускаются исключения;
  • проживание в одной из квартир дома на правах собственника;
  • стрессоустойчивость, ответственность, дипломатичность.

Товарищество может устанавливать и дополнительные требования, например, наличие высшего образования, опыта административного управления и так далее.

Чем обязан заниматься председатель

Согласно ЖК РФ, председатель ТСЖ наделен целым спектром полномочий. Он должен:

  • подписывать от имени товарищества платежные документы;
  • разрабатывать штатное расписание;
  • обеспечивать исполнение решений правления;
  • заключать различные договоры;
  • выступать от имени ТСЖ в судебных и иных органах;
  • выдавать жильцам требуемые документы;
  • начислять квартплату;
  • заниматься разработкой правил внутреннего трудового распорядка, обслуживанием дома.

Права главы ТСЖ

Исходя из обязанностей можно выделить следующие права председателя:

  • распоряжение всеми средствами на счете ТСЖ;
  • прием и увольнение сотрудников;
  • выплата заработной платы;
  • контроль работы сотрудников и других организаций, с которыми заключены договоры на обслуживание;
  • установление регулярных платежей;
  • доступ к квартирам в случае аварийных ситуаций, грозящих порчей имущества других жильцов;
  • решающий голос, если мнения членов правления разделяются поровну.

Меры ответственности главы товарищества

Обладая определенными правами и обязанностями, глава объединения должен отвечать за деятельность товарищества. Так, установлена ответственность председателя ТСЖ за долги.

Именно он в конечном итоге отвечает за:

  • своевременную оплату жильцами жилищно-коммунальных платежей;
  • качественную поставку таких услуг;
  • хранение документов товарищества;
  • отчетность перед налоговыми органами;
  • перепланировку квартир;
  • соблюдение жильцами и другими лицами всех норм и правил жилого фонда и многое другое.

Если председатель не исполняет должным образом свои обязанности, нарушает правила или превышает имеющиеся у него полномочия, его могут снять с должности.

Стоит отметить, что личные интересы жильцов не входят в перечень задач, которые должен решать руководитель.

Привилегии и обязанности членов товарищества

Правами и обязанностями наделен не только председатель, но и все участники товарищества. Закон выделяет следующие права членов ТСЖ:

  • самостоятельное распоряжение собственным имуществом;
  • участие в работе товарищества посредством присутствия на собраниях, голосования, внесения различных предложений;
  • возможность высказывать свое мнение по рассматриваемым товариществом вопросам и выдвигать свою кандидатуру на выборах в управляющие органы ТСЖ;
  • эксплуатация общего имущества;
  • ознакомление с документацией, касающейся деятельности товарищества.

При этом каждый член ТСЖ обязан:

  • учитывать права других жильцов;
  • соблюдать установленные требования к пользованию жилым фондом и придомовой территорией;
  • использовать лифты по их прямому назначению;
  • осуществлять выгул собак только в специально отведенных для этого местах;
  • оплачивать взносы;
  • соблюдать чистоту и аккуратность.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность за невыполнение правил ТСЖ.

Выводы

ТСЖ является некоммерческой организацией, которая создается для более эффективного управления жилым домом. Управляет ею председатель. Он избирается на условиях и на срок, определенный уставом товарищества. Председатель имеет целый ряд прав и обязанностей, и несет ответственность за деятельность ТСЖ. Однако не только руководитель, но и все члены товарищества могут привлекаться к административной ответственности в случае нарушения установленных правил.

3 thoughts on “Какие права и обязанности имеет председатель ТСЖ”

Права это замечательно, но ещё бы эти председатели ТСЖ о своих обязанностях знали так же хорошо, а то порой обратишься к председателю, а тебе в ответ “это не ко мне”. А к кому. Зачем ты тогда начальником дома числишься, если по всем жилищным вопросам нужно самостоятельно во все организации бегать?

Такого управляющего надо гнать в шею. А чтобы знать, что требовать от него, надо хорошо знать его обязанности и права. Прочие члены товарищества для того там и собрались, чтобы не допустить халтуры.

Тсж 2года предъявляли пеню из-за задолжности оплаты КУ при том, что среди собственников не было должников. Кто должен возмещать пеню, за чей счёт? Своевременная оплата КУ является обязанностью председателя. Какая мера наказания и кто её накладывает?

Коротко о главном в ТСЖ : председатель правления и его рабочие риски

Председатель правления, как правило, является главным лицом ТСЖ: от него зависит, насколько хорошо товарищество будет решать поставленные перед ним задачи. Рассказываем, кто может стать председателем ТСЖ, как его выбирают, какие полномочия и риски есть у этого должностного лица.

Читайте также:
Договор между ТСЖ и УК: на управление, обслуживание многоквартирным домом, различия

Как и кто избирает правление ТСЖ

Товарищество собственников жилья, согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, является одним из трёх способов управления многоквартирным домом. Членами товарищества должны являться собственники, обладающие более чем 50% от общего числа всех голосов в доме (ч. 3 ст. 135 ЖК РФ).

К органам управления ТСЖ относятся общее собрание членов товарищества и его правление (ст. 144 ЖК РФ). Правление ТСЖ принимает решение по всем вопросам деятельности товарищества, которые не входят в компетенцию общего собрания собственников или членов ТСЖ.

Правление ТСЖ избирается на общем собрании членов товарищества (далее – ОСЧ) на срок не более, чем два года. Решение оформляется протоколом, который должен быть оформлен по требованиям приказа № 44/пр, которые предъявляются к протоколам общих собраний собственников в МКД.

В некоторых случаях собственники, принимая решение на общем собрании о создании ТСЖ, сразу же избирают и правление. Но законодательно этот вопрос не отнесён к компетенции ОСС, что может стать причиной признания судом нелегитимным правление ТСЖ и все принятые им решения.

Кто может быть председателем правления ТСЖ и как его избирают

Председатель правления избирается из числа его членов. Сделать это могут члены товарищества на общем собрании, если Уставом это отнесено к компетенции ОСЧ, или избранные члены правления (ч. 3 ст. 147 ЖК РФ).

Председатель правления ТСЖ обязательно должен быть собственником помещения в доме и входить в правление товарищества. При этом неважно, где он прописан: в помещении дома, владельцем которого он является, или же в другом месте или даже городе.

В ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ перечислены лица, которые не могут быть избраны в члены правления ТСЖ, а следовательно, не могут быть председателем правления товарищества:

  • должностные лица организации или управляющий, с которыми заключён договор управления;
  • работники ТСЖ, заключившие с товариществом трудовой договор;
  • члены ревизионной комиссии ТСЖ.

Поскольку председатель правления ТСЖ обязательно должен быть собственником помещения в доме или его доли, то на эту должность не могут быть избраны члены семьи собственника, прописанные в квартире, в том числе супруги или дети, а также наниматели и арендаторы.

Указанные лица также не могут входить в правление ТСЖ. Принимать участие в ОСЧ товарищества не собственники имеют право только как представители владельца помещения на основании нотариально оформленной доверенности от собственника.

Какие полномочия есть у председателя правления ТСЖ

Момент возникновения полномочий председателя – это принятие решения об избрании на должность. Именно с дня, когда протоколом ОСЧ/собрания правления, собственник избран на должность председателя, он получает полномочия, перечисленные в ст. 149 ЖК РФ.

Председатель правления ТСЖ:

  • подписывает документы и договоры, если для этого не нужно одобрения правления или ОСЧ товарищества;
  • подписывает доверенности для представления интересов ТСЖ, в том числе в суде общей юрисдикции;
  • составляет и предъявляет иски и претензии от имени товарищества;
  • выступает представителем ТСЖ при взаимодействии с органами надзора и контроля.

Начало полномочий председателя ТСЖ никак не связано с датой, когда с ним был заключён трудовой договор или соответствующая запись о ТСЖ была внесена в ЕГРЮЛ. Также для работы председателю не нужна доверенность, что закреплено в ч. 2 ст. 149 ЖК РФ.

Срок полномочий избранного председателя правления ТСЖ определяется Уставом товарищества и, как правило, не превышает два года. При этом важно помнить, что истечение установленного срока не прекращает автоматически деятельность председателя.

Когда и кто может снять с председателя правления ТСЖ его полномочия

Председатель правления ТСЖ прекращает свою деятельность на этой должности в следующих случаях:

  1. На ОСЧ товарищества принято решение об избрании нового председателя (пп. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Если на собрании члены ТСЖ решили прекратить полномочия действующего председателя, но нового не выбрали, то первый продолжает свою работу до момента, пока на эту должность не будет выбран другой член правления товарищества собственников.

Досрочное прекращение полномочий председателя происходит при наличии серьёзных оснований, в том числе неспособности лица вести дела надлежащим образом или грубых нарушений при исполнении обязанностей (абз. 2 ч. 2 ст. 123.14 ГК РФ).

  1. Лицо, избранное председателем ТСЖ, утратило право собственности на помещение в многоквартирном доме, где создано данное товарищество (ч. 3 ст. 143 ЖК РФ).

Данный факт подтверждается судебной практикой: постановление Четырнадцатого ААС от 29.07.2013 по делу № А44-4579/2012, решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.12.2013 по делу № А70-11284/2013.

В судебных решениях говорится о том, что с момента утраты статуса собственника помещения в доме лицо не может более быть председателем ТСЖ в силу императивных норм закона, следовательно, не может представлять интересы товарищества в гражданских правоотношениях.

Читайте также:
Документы для ТСЖ: обязательные, какие нужны для создания и деятельности, дополнительные

За что председатель правления ТСЖ может быть привлечён к ответственности

Собственник, избранный председателем правления ТСЖ, несёт ответственность за деятельность товарищества: административную и гражданско-правовую.

Административная ответственность для председателя ТСЖ как должностного лица наступает в случае, если надзорным органом выявлены нарушения, допущенные при управлении многоквартирным домом. Это закреплено в п. 42 ПП РФ № 491, а также прописано в п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5.

Согласно судебной практике, председателя правления ТСЖ могут привлечь к ответственности за нарушение правил содержания и ремонта общего имущества дома (ст. 7.22 КоАП РФ), неисполнение требований прокурора (ст. 17.7 КоАП РФ) и ГЖИ (ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ), нарушение порядка ценообразования (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ), трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ) и по другим основаниям.

Ошибки, неправомерные действия или бездействие лица в период его работы председателем правления ТСЖ могут повлечь и гражданско-правовую ответственность за них: например, возмещение убытков товариществу, которые были причинены действиями/бездействием председателя правления (ст.ст. 15, 53.1 ГК РФ).

Важно помнить

Председателя правления ТСЖ выбирает правление или общее собрание членов товарищества, если это прописано в Уставе, на срок не более двух лет. С момента составления протокола собрания, на котором должностное лицо было выбрано, председатель получает полномочия, указанные в ст. 149 ЖК РФ и Уставе ТСЖ.

Председателем правления ТСЖ может стать только собственник помещения в доме и член правления, при этом неважно, зарегистрирован ли он в данном помещении. А вот члены его семьи, а также арендаторы не имеют права претендовать на эту должность.

Поскольку председатель правления ТСЖ является должностным лицом, то за нарушения в работе товарищества собственников он может быть привлечён как к административной, так и к гражданско-правовой ответственности.

Все эти вопросы были подробно, с примерами, освещены в ходе онлайн-семинара «Проблемы в работе ТСЖ и пути их решения инструкция», который наш эксперт Сусана Киракосян провела в апреле 2019 года. Материалы с этого семинара размещены здесь.

Задачи председателя ТСЖ

Председатель ТСЖ — это выборное должностное лицо из числа собственников жилых помещений дома, которое обеспечивает выполнение решений правления ТСЖ (подробнее о ТСЖ).

Главная задача председателя – защита интересов собственников квартир в любых инстанциях. Его деятельность регламентируется на законодательном уровне Жилищным кодексом РФ, а также должностной инструкцией, утверждаемой членами правления ТСЖ. Работа председателя ТСЖ мало отличается от деятельности любого другого руководящего лица, но у нее есть отраслевая специфика.

Кто может быть председателем ТСЖ

Председатель ТСЖ может быть избран исключительно из числа собственников квартир. Это одно из основных условий при выборе кандидата на эту должность.

Согласно ст. 149 Жилищного кодекса РФ председатель избирается на срок не более двух лет. Требования к председателю правления прописаны в уставе товарищества. Как правило, это: высшее или среднее образование; опыт хозяйственной или административной работы; знания в области управления многоквартирным домом.

Функции председателя ТСЖ

Основными функциями председателя товарищества собственников жилья являются: обеспечение надлежащего выполнения необходимых хозяйственных и коммунальных работ по дому; обеспечение предоставления собственникам жилья качественных поставок энергоресурсов: воды, электроэнергии и тепла от компаний-подрядчиков; своевременное реагирование на пожелания и потребности собственников многоквартирного дома.

Для грамотного выполнения своих функций председатель ТСЖ должен обладать базовыми знаниями в системе управления многоквартирным домом, поэтому зачастую его отправляют на специализированные курсы или выделяют средства для обучения. Ведь от квалификации руководителя зависит эффективность управления домом.

Обязанности председателя ТСЖ

На основе функций выстраиваются должностные обязанности руководителя ТСЖ. Если функции раскрывают задачи председателя в общем виде, то обязанности конкретизируют их.

Между председателем и товариществом заключается трудовой договор (ст. 17 Трудового кодекса РФ), где подробно описываются закрепленные за ним обязанности: знать действующее законодательство РФ (нормативно-правовые акты, относящиеся к деятельности сообщества, устав ТСЖ и должностную инструкцию); контролировать своевременную оплату жильцами коммунальных услуг (о последствиях наличия задолженности за услуги ЖКХ вы можете прочитать здесь); проверять работу финансовых органов товарищества; контролировать выполнение Устава и других документов, которые регулируют деятельность сообщества; реализовывать решения, принятые на общем собрании (например, по вопросам капитального ремонта); контролировать поддержание порядка в жилом доме; управлять персоналом по хозяйственной работе; заключать договоры, касающиеся содержания общего порядка жилого дома на выгодных условиях; предотвращать конфликтные ситуации; работать с документацией; предоставлять отчет о проделанной работе, тратах на поддержание общедомового имущества.

Права председателя ТСЖ

Если выполнение обязанностей председателем – необходимость, то использование прав – это возможность. Использовать или нет то или иное право, председатель решает сам.

Обычно ему предоставляются такие права: подписывать документы ТСЖ; вести финансовые вопросы товарищества; заключать договоры с организациями, оказывающими коммунальные и бытовые услуги; выдавать распоряжения, обязательные для выполнения участниками ТСЖ; проводить и созывать собрания членов правления; привилегированное право голоса в случае, если голосование получило равное количество голосов; страховать имущество ТСЖ; право на то, чтобы досрочно покинуть занимаемый пост председателя.

Читайте также:
Выход из ТСЖ: в многоквартирном доме, порядок, инструкция, последствия для собственников

Полномочия председателя ТСЖ

Полномочия – это совокупность официально предоставленных прав и обязанностей на самостоятельное принятие решений, выдачу распоряжений, выполнение действий в интересах организации.

Полный список полномочий председателя правления описывается в должностной инструкции и уставе ТСЖ.

Общие полномочия председателя заключаются в следующем: обеспечивать выполнение решений правления, принимаемых на общем собрании; может определять круг полномочий работников ТСЖ; взаимодействовать с администрацией муниципального образования, где находится дом; контролировать подготовку и сдачу налоговой отчетности; планировать вопросы как для собрания членов правления, так и для обсуждения на общем собрании членов товарищества; представлять интересы сообщества в разных органах исполнительной и государственной власти без доверенности; осуществлять руководство деятельностью ТСЖ.

Зарплата председателя ТСЖ

С председателем ТСЖ может быть заключен трудовой договор, но это не обязательная практика. В случае наличия трудового договора, зарплата прописывается именно в нем. Если с председателем не подписан договор, то непосредственно зарплата ему выплачиваться не будет. Но вместо ежемесячной стабильной заработной платы председатель может получать вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается на общем собрании собственников и закрепляется в протоколе. В нем определяется размер и периодичность вознаграждения, а также прочие нюансы. Для вступления протокола в силу необходимо, чтобы за него проголосовало большинство собственников по площади.

Важный момент – и с вознаграждения, и с зарплаты председателя ТСЖ взимаются налоги: НДФЛ 13% и страховые взносы.

Профессия председателя ТСЖ достаточно многогранна и сложна. Чтобы упростить работу управляющего многоквартирным домом, многие рабочие процессы можно грамотно автоматизировать. Для этого существует программное обеспечение, учитывающее отраслевую специфику работы. С помощью программного продукта товарищество собственников жилья может оптимизировать ведение учета (бухгалтерского, налогового, паспортного), настроить обмен с ГИС ЖКХ, повысить качество работы с должниками и собираемость коммунальных платежей и много другое. Подробнее о возможностях программного обеспечения для ТСЖ и ТСН вы можете прочитать здесь.

Полномочия контрольных органов по отношению к организациям, управляющим МКД

Полномочия жилищной инспекции и ее должностных лиц при осуществлении жилищного надзора определены в статье 20 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ). В данной статье указаны и меры реагирования, которые жилищная инспекция вправе применять при осуществлении своих полномочий.

В соответствии с частью 4 статьи 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

В силу части 4.1 статьи 20 ЖК РФ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

2) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

3) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

4) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступившие обращения и заявления граждан или юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в государственной информационной системе ЖКХ информации о фактах:

– нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива,

– нарушения требований к уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива,

– нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения,

– нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме,

Читайте также:
Как создать ТСЖ: организовать в 2021 году, пошаговая инструкция, в многоквартирном доме, документы

– нарушения управляющей организацией обязательств,

– нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги,

– необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

– нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

– нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.

Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки (часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ).

В части 5 статьи 20 ЖК РФ указано, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Согласно части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

Читайте также:
Функции ТСЖ в многоквартирном доме: председателя, управляющего, правления, по ЖК РФ

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ.

Председатель ТСЖ: права и обязанности, полномочия, ответственность по ЖК РФ, в 2021 году

Не только законодатели, но и карантинные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, внесли коррективы в работу всех УО и сегодня мы делимся с вами информацией как можно провести ОСС законно и при этом без личного присутствия всех собственников помещений.

Основными нововведениями стали:

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уже можно проводить с использованием портала госуслуг.

Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.01.2021 № 9 в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861.

2. Голосование собственников с помощью ГИС ЖКХ

Теперь у собственников есть возможность заочного голосования – с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ) – в формате электронного голосования.

3. Общие собрания по коммерческим и нежилым помещениям и новые вопросы, которые необходимо согласовывать с собственниками на ОСС

С 2021 года практически все вопросы, которые касаются размещения коммерции в нежилых помещениях, придется согласовывать с собственниками.

1) Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме

Соответственно, решение об использовании общего имущества, а также решение о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.

2) Перечень вопросов, которые нужно согласовывать с собственниками с 2021 г.:

  • размещение рекламных конструкций, вывесок
  • аренда общего имущества в МКД (в первую очередь, это касается интернет – провайдеров)
  • инженерные коммуникации и многие изменения, связанные с ними (увеличение мощностей, установка кондиционеров, перенос стен и пр.)

Формы проведения ОСС:

Общее собрание собственников помещений в МКД ( ч.1 ст.44 ЖК РФ), признаётся органом управления домом. Общее собрание проводится для того, чтобы собственники помещений путем голосования принимали общее решение по злободневным вопросам содержания и управления МКД.

Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):

    очное голосование – в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;

заочное голосование – если собрание в очной форме не состоялось из-за отсутствия кворума (ч.1 ст.47, ст.47.1 ЖК РФ), то заочное собрание производится посредством опросного листа.

  • очно-заочного голосования – с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Решение об использовании ГИС ЖКХ при проведении ОСС в форме заочного голосования принимается общим собранием собственников помещений (п.3.2 ч.2 ст.44, ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).
  • Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно, в течение II квартала года, следующего за отчетным годом, если общим собранием собственников не установлено иное (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ).

    • по инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);
    • по инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ);
    • по инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ);
    • управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).
    Читайте также:
    Капремонт в ТСЖ: открытие спецсчета, оплата взносов жильцов

    Пошаговая инструкция по проведению общего собрания с обственников в МКД

    1. Определяем инициатора собрания;

    2. Подготовка документации общего собрания

    Для проведения ОСС потребуются следующие документы:

    • Реестр собственников помещений многоквартирного дома;
    • Сообщение о проведении общего собрания собственников;
    • Бланки решений собственников;
    • Листы регистрации.

    3. Сообщение о проведении общего собрания.

    Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме о времени и месте проведения собрания следует не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования установило общее собрание, можно повесить объявление в подъезде или другом общедоступном месте, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

    4. Проведение общего собрания по выбранной форме (очная, заочная, очно-заочная).

    В день проведения собрания члены инициативной группы встречают в назначенном месте и в условленное время остальных собственников помещений.

    Голосовать на общем собрании собственник помещения может как лично или через представителя. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.

    Сведения о лицах, участвующих в очной части голосования, вносятся в регистрационные листы. Вне зависимости от участия в очной части голосования все собственники голосуют письменно, заполняя бланк решения.

    Бланки решения надо направить или выдать заблаговременно, а также сообщить дату, время и место приема заполненных бланков.

    Обратите внимание.

    Общее собрание не может принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять ее.

    Сведения о времени, дате и месте приема бланков решений, подпись собственника или его представителя. (Бланк решения без подписи считается недействительным и не принимается во внимание при подсчете голосов по результатам голосования).

    Очень важно помнить, что общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании, пропорционально его доле в праве, а именно: 1 кв. м = 1 голос.

    5. Подсчёт голосов и оформление результатов голосования

    По общему правилу решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, участвовавших в этом собрании (ч. 1, п. 2 ч. 1.2 ст. 46 ЖК РФ).

    Исключение составляют (п. п. 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44, ч. 1, п. 1 ч. 1.2 ст. 46, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ):

      принимаемые более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем, о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД и решения о создании ТСЖ в одном МКД;

    отдельные решения, принимаемые большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, например, решения о реконструкции многоквартирного дома, о строительстве хозяйственных построек и других зданий, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества МКД, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами;

  • решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое при наличии в доме более одного подъезда, принимаемые большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников при условии голосования за принятие указанного решения собственниками помещений, расположенных в одном подъезде с переводимым помещением, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников.
  • Счетная комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает результаты голосования. Как правильно подсчитать голоса вы можете прочитать здесь .

    Состав счетной комиссии определяют собственники на общем собрании. Засчитываются только те голоса, по которым собственник выбрал в письменном решении лишь один вариант ответа. Иначе решения признаются недействительными. Если в повестке несколько вопросов – один некорректный ответ не делает недействительным все решение (ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).

    Окончательное решение общего собрания оформляют протоколом с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Требования к протоколу подробно регламентированы Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

    Протокол общего собрания изготавливается в сроки, установленные общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, но не позднее чем через 10 дней после проведения собрания.

    Читайте также:
    Ликвидация ТСЖ: инструкция в 2021 году пошагово, причины, основания, по решению суда, практика

    6. Сообщение о результатах собрания

    Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Инициатор собрания должен обнародовать решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования. Для этого нужно разместить сообщение в помещении данного дома, которое определено решением общего собрания и доступно для всех собственников. Уведомить всех собственников необходимо не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч.3 ст. 46 ЖК).

    7. Направление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в надзорный орган

    Порядок передачи копий протоколов общего собрания собственников помещений установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

    Инициатор общего собрания должен предоставить оригиналы решений и протокола ОСС в свою управляющую компанию в течение 10 дней после проведения мероприятия (ч.1 ст.46 ЖК РФ).

    Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖСК обязан направить подлинники решений и протоколов ОСС, в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений, в котором проводили общее собрание.

    Подлинники решений, протокола нужно передать в течение пяти дней с тех пор, как их получили от инициатора управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК. Вручение нужно оформить таким образом, чтобы можно было подтвердить факт и дату получения документов ГЖИ. Кроме этого, сохраняется обязанность размещения информации об итогах ОСС:

    • на сайте Реформа ЖК
    • на сайте УК, ТСЖ, ЖСК
    • на сайте ГИС ЖКХ

    Председатель или старший по многоквартирному дому: права и обязанности

    В быту старший по многоквартирному дому или подъезду, ранее назывался управдомом — ответственное лицо, наделенный рядом прав и обязанностей, представляющий интересы собственников квартир перед управляющей компанией, органами власти и службами ЖКХ.

    Важно! На основании статьи 161.1 ЖК, если нет товарищества собственников или управляющего кооператива, жильцы помещений на общем собрании обязательно избирают совет. Который определяет ответственное лицо — председателя совета.

    Ни о каком выборе старшего по дому не может быть и речи, выборы будут являться юридически не законы, так как в жилищном законодательстве не содержится нормативной базы относительно должности «Старший по многоквартирному дому».

    В ситуации, когда собственники помещений в доме не избрали самостоятельно совет МКД и председателя, к процедуре могут подключиться управляющая организация или местная администрация. Тогда они назначают их своим решением и, скорее всего, такой совет дома окажется более лояльным к УК, чем к жильцам.

    Орган местного самоуправления, управляющая компания или совет дома вправе регламентировать права и обязанности председателя по многоквартирному дому своими нормативными актами.

    В советские времена такая практика была обычным делом, и управдомы наделялись полномочиями решать вопросы относительно любых действий в отношении многоквартирного дома. Сегодня понятие управдом трансформировалось в председателя по дому, но смысл от этого не поменялся. На него также возлагаются полномочия отстаивать интересы собственников помещений и принимать активное участие в улучшении качества их быта.

    Функции совета и председателя многоквартирного дома

    В пункте 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса определяет следующие функции совета МКД:

    • обеспечение выполнения решений общего собрания собственников помещений в доме;
    • вынесение на обсуждение важных вопросов и предложений относительно управления домом, содержания и ремонта жилья, пользования общим имуществом;
    • представление собственникам помещений заключений по проектам договоров для обсуждения на общем собрании;
    • осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по управлению домом;
    • предоставление отчета о проделанной работе на ежегодном общем собрании собственников МКД;
    • принятие решений о текущем ремонте общего имущества.

    Председатель совета выполняет функции:

    • вступает в переговоры с УК от лица собственников относительно условий управления домом до принятия решения на общем собрании;
    • заключает договор управления МКД на основании доверенности, выданной собственниками;
    • контролирует работу УК в части выполнения своих обязательств, подписывает акты приемки работ и т.д.;
    • представляет в суде интересы собственников (на основании доверенности) по делам управления домом.

    В соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ перечень указанных функций может быть расширен решением общего собрания.

    Права и обязанности председателя совета в 2021 году

    В обязанности председателя по МКД входят:

    1. Контролирующие функции за:

    • работой жилищно-эксплуатационной организации по уборке прилегающих к дому территорий и их благоустройству;
    • содержанием мест и объектов общего пользования в чистоте и порядке. При обнаружении недостатков «старший по дому» должен принять меры сообща с управляющей организацией;
    • проведением работ по текущему и капитальному ремонту дома;
    • соблюдением норм законодательства по санитарному, экологическому, противопожарному, эксплуатационному содержанию жилого фонда и мест общего пользования.
    Читайте также:
    Аудит ТСЖ: порядок проведения проверки, инициаторы, стоимость, ЖК РФ

    2. Внесение предложений по вопросам содержания и хранения имущества, относящегося к общедомовому.

    3. Информировать жильцов дома о:

    • правилах и нормах пользования жилыми и нежилыми помещениями;
    • контактах управляющей организации, эксплуатационных служб в случае возникновения аварий;
    • льготах на оплату коммунальных услуг, которые предоставляются определенным категориям граждан.

    4. При возникновении чрезвычайных или аварийных ситуаций в жилом фонде и местах общедомового назначения информировать управляющую организацию и компетентные службы, контролировать ход их ликвидации.

    5. Оказывать содействие органам противопожарного контроля, внутренних дел, а также социальной защиты.

    6. Хранить копии протоколов общих собраний жильцов многоквартирного дома, а также ключи от служебных помещений, электрических щитов и т.д.

    Следует заметить, что основной обязанностью председателя по дому является работа с жильцами, разъяснение их прав и обязанностей по эксплуатации жилого сектора, мест общего пользования, а также общедомового имущества, а также тесное взаимодействие с управляющей организацией.

    Исходя из обязанностей, председатель совета наделяется следующими правами:

    1. Получать полную информацию от управляющей организации относительно исполнения ими обязательств. При обнаружении случаев ненадлежащего исполнения требовать устранения нарушений, в том числе через контролирующие структуры.
    2. Вносить предложения по планированию ремонтных работ, улучшений мест общего пользования в рамках текущих расходов. Контролировать расходы на проведение таких работ.
    3. Участвовать в разработке плана капитального ремонта дома совместно с управляющей организацией.
    4. Принимать участие в работе комиссии по приемке выполненных работ, оценивать их качество.
    5. Проводить мероприятия в отношении лиц, нарушающих правила пользования нежилыми и жилыми помещениями дома.
    6. Инициировать проведение общего собрания жильцов.
    7. Избираться в состав районного домового комитета.

    Как проходят выборы председателя по дому?

    Председатель по дому может быть назначен только в результате голосования собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Это может происходить путем:

    • очного голосования (на общем собрании);
    • заочного (заполнение листов голосования).

    Чтобы выборы были признаны состоявшимися, необходимо участие не менее 2/3 собственников. Арендаторы в голосовании участвовать не вправе.

    Избирается председатель только из числа собственников квартир в доме. Для чего ему достаточно заручиться хотя бы половиной голосов. Срок полномочий может быть определен индивидуально с правом их продления путем переизбрания на следующий срок.

    Избрание и переизбрание председателя по МКД проходит в ходе проведения очередного или внеочередного собрания жильцов. Каждое собрание обязательно протоколируется.

    Протокол станет документом, подтверждающим назначение, а также устанавливающим срок полномочий, уровень зарплаты и перечень льгот. По окончании указанного срока полномочия «старшего по дому» продлевают или переизбирают другого, обычно это 2 года.

    Доверенность

    Полномочия представителя собственников должны подтверждаться соответствующей доверенностью, выдаваемой самими собственниками помещений в МКД. Это является обязательным, если от их имени председатель совета наделен полномочиями подписывать договора управления. Так же гражданский кодекс в ст. 182 регулирует вопросы представительства одного гражданина от имени другого (или группы лиц). Оно происходит только на основании доверенности.

    Если же собственники не наделяют «старшего по дому» полномочиями для заключения сделок, доверенность ему выдавать не обязательно.

    Зарплата председателя

    Решение о назначении компенсации за работу председателя по дому должно приниматься жильцами на общем собрании.

    Варианты оплаты:

    1. Чаще всего это скидка в виде льготы на оплату коммунальных услуг, которая применяется ежемесячно. Как правило, представителя МКД могут освободить от некоторых платежей (например, за домофон, услуги консьержа и т.д.).
    2. Другим вариантом является добровольная передача денежных средств жильцами совету многоквартирного дома, который затем распределяет их в качестве зарплаты за работу между собой, включая председателя.

    Как таковая заработная плата «старшему по дому» не должна предусматриваться со стороны управляющей компании, поскольку с ним УК не состоит в трудовых отношениях. Неправильным считается также организация сбора в счет оплаты работы председателю по дому с жильцов отдельной строкой в платежках. В этом случае управляющая организация обязана уплачивать с таких сумм налоги.

    Нужен ли договор на вознаграждение? Если же управляющая компания принимает решение о начислении и выплате представителю по дому заработный платы, то с ним необходимо заключить договор. Соглашение необходимо составить и в случае, когда жильцы добровольно собирают ему средства в качестве компенсации за работу. В таком договоре отражаются следующие моменты:

    • размер ежемесячной оплаты;
    • условия и дата получения заработной платы;
    • условия применения льгот и установления премиальных выплат;
    • действия, в результате которых «старший по дому» может быть лишен оплаты труда.

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: