Капремонт в ТСЖ: открытие спецсчета, оплата взносов жильцов

О некоторых вопросах, связанных с формированием фонда капитального ремонта на специальном счете

15 августа 2017

В соответствии с частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) владелец специального счета обязан в течение 5 рабочих дней с момента открытия специального счета представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (далее – уведомление) с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета.

Анализ поступающих в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о выборе способа формирования фонда капитального ремонта выявил значительное количество нарушений положений ЖК РФ.

При выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете необходимо учитывать следующее:

1. Перечень вопросов, которые должны быть рассмотрены и приняты в обязательном порядке на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме:

1.1. выбор способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет либо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора;

если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбирают его формирование на специальном счете, решением общего собрания также должны быть определены:

1.2. размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

1.3. владелец специального счета;

1.4. кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176- ФЗ) внесены изменения в статью 175 ЖК РФ.

Согласно части 3.1 статьи 175 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение:

  • о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет,
  • об определении порядка представления платежных документов;
  • о размере расходов, связанных с представлением платежных документов,
  • об определении условий оплаты этих услуг.

При этом выбор уполномоченного лица осуществляется по согласованию с ним.

Указанные вопросы должны быть решены собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе если решение общего собрания по выбору способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете принято до вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ.

2. Владельцем специального счета может быть (части 2 и 3 статьи 175 ЖК РФ):

  • товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ;
  • осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
  • управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления;
  • региональный оператор.

Обращаем внимание, что в случае, если многоквартирный дом имеет непосредственный способ управления и собственники помещений в таком доме выбирают способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем специального счета может выступать только региональный оператор.

3. Компетенция и кворум общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пунктам 1, 1.1, 1.1-1, 1.2 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие следующих решений:

  • о выборе способа формирования фонда капитального ремонта,
  • о выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
  • о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений,
  • о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме,
  • об использовании фонда капитального ремонта;
  • о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт;
  • о минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным частью 1 статьи 7 Закона Пермского края от 11 марта 2014 г. «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» минимальным размером фонда капитального ремонта;
  • о размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;
  • о получении ТСЖ, ЖСК, ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данным кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства.
Читайте также:
Основная деятельность ТСЖ: управление, хозяйственная, финансовая, полномочия

В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, выбору лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, должны приниматься более чем 50% голосов собственников помещений в многоквартирном доме, по остальным указанным выше вопросам – не менее двух третей голосов (66,7%) от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Последние изменения вступили в силу с 30 июля 2017 года.

При этом количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Т.е. количество голосов учитывается в кв. м.

4. Способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете считается выбранным и реализованным при условии открытия специального счета и представления в орган государственного жилищного надзора документов, установленных частью 1 статьи 172 ЖК РФ – это уведомление с приложением копии протокола общего собрания и справки банка об открытии специального счета.

Форма и порядок представления уведомления в орган государственного жилищного надзора утверждены приказом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 22 июля 2016 г. № СЭД-45-14-01-162 «Об утверждении формы и порядка предоставления владельцем специального счета уведомления о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта».

Обращаем внимание, что владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, представление в Инспекцию неполного пакета документов не является основанием для включения в реестр уведомлений, который Инспекция ведет в соответствии с частью 4 статьи 172 ЖК РФ, сведений о многоквартирном доме, собственники помещений в котором выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.

Непредставление в орган государственного жилищного надзора предусмотренных законодательством документов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете влечет за собой последствия в виде принятия решения органом местного самоуправления в отношении такого многоквартирного дома о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (в «общем котле»).

Переход на специальный счет по капитальному ремонту: противодействие регионального оператора собственникам и механизмы борьбы с ним

Многие собственники стремятся формировать фонд капитального ремонта не в общем котле, а на специальном счете. Особенно это актуально для собственников новых домов, поскольку региональная программа капитального ремонта предполагает проведение самого ремонта в них очень нескоро. И здесь мы часто сталкиваемся на противодействие регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который под надуманными предлогами отказывается принимать и регистрировать протоколы общих собраний о переходе на спецсчет.

Причины противодействия регионального оператора

В 2020 году в большей части регионов страны был введен мораторий на оплату взносов на капитальный ремонт. Его продолжительность составила три месяца, апрель, май и июнь 2020 года. Таким образом, региональная программа капитального ремонта недофинансирована примерно на четверть. Отсутствие денег влияет на реализацию программы проведения капитальных ремонтов: их приходится секвестрировать, в итоге люди недополучают те работы, которые фактически уже были ими оплачены.

Несмотря на то, что учредителем регионального оператора является субъект РФ (п. 1 ст. 178 ЖК РФ), а субъект РФ несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах (п. 6 ст. 178 ЖК РФ), фактически региональные власти не компенсируют региональным оператором период моратория.

С 1 января 2021 года произошло повышение платы за капитальный ремонт. И если в Москве рост был не очень значительный (было 18,86 р., стало 19,52 р., т.е. +3,5%), то в регионах ситуация хуже. Например, в Пензенской области плата за капитальный ремонт с начала года выросла с 7,5 р. до 9,5 р. (прирост почти что 30%).

В отдельных регионах рост существенно ниже, примерно на величину инфляции. Например,
– Башкирия: было 6,90 р. – стало 7,18 р.;
– Ярославская область: было 4,46 р. – стало 4,8 р.;
– Новосибирская область: было 7,72 р. – стало 8,03 р.;
– Приморский край: было 8,10 – стало 8,45 р.

Читайте также:
Законы о ТСЖ, регулирующие его деятельность, Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс

Те регионы, где рост является необъяснимым и взрывным (как в Пензенской области) пытаются компенсировать резким повышением платы выпадающий недосбор за период моратория, поскольку субвенций из регионального бюджета не предвидится. В такой ситуации региональные операторы пытаются изыскивать любые способы для аккумулирования дополнительных ресурсов, чтобы региональная программа капитального ремонта не была сорвана.

Когда собственники принимают решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и доставляют в установленном порядке копию протокола общего собрания с решениями региональному оператору, последний отказывает в регистрации протокола по причине неких замечаний к оформлению данного документа. При таком подходе придраться к протоколу общего собрания можно по любому поводу и это становится распространенной практикой, прежде всего, в отношении новостроек, которые формируют основной приток денежных средств для финансирования региональной программы капитального ремонта.

Например, в одном из писем регионального оператора в январе 2021 года мы получили следующие замечания:
«- К****н., расписавшаяся как член счетной комиссии общего собрания, согласно решению, принятому по Вопросу № 2 повестки дня общего собрания, не наделен такими полномочиями, т. к. согласно приложенным Бюллетеням голосования, собственникам его кандидатура не предлагалась;
– общее оформление представленного пакета документов не отвечает требованиям пункта 21 части II Требований».

На основании этих замечаний региональный оператор возвращает заявителю направленный протокол. Поскольку региональный оператор отказывается регистрировать протокол общего собрания – решение собственников о смене способа формирования фонда капитального ремонта считается нереализованным.

Почему действия регионального оператора незаконны

Порядок смены способа формирования фонда капитального ремонта МКД регулируется федеральным и региональным законодательством.

ветствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с п. 4 ст. 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

В соответствии с п. 1 ст. 46 ЖК РФ данные решения принимаются не менее, чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
В соответствии с п. 1 ст. 173 ЖК РФ, способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 5 ст. 173 ЖК РФ, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Никаких дополнительных действий от заявителя (собственников или управляющей организации как владельца специального счета), кроме «направления» протокола, действующим законодательством не предусмотрено.

Из системного толкования норм федерального и регионального законодательства следует исключительно уведомительный порядок и характер сообщения региональному оператору о принятых решениях. В законе сказано лишь про обязанность уполномоченных лиц направить в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания.

Исходя из этого, региональный оператор должен по умолчанию принять протокол и уведомить заявителя о том, что с даты направления документов многоквартирные дома переведены на специальные счета по капитальному ремонту (с вступлением решения в силу через год).

Однако чаще всего, вместо осуществления данных действия региональный оператор считает для себя необходимым брать некие полномочия по анализу правильности оформления протоколов, хотя данные полномочия не следуют из нормативных актов, регулирующих деятельность регионального оператора.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей. Таким образом, решения собственников, оформленные протоколом, являются обязательными к выполнению региональным оператором (пока протокол не будет оспорен и в суде не будет доказано иное).

Читайте также:
Полномочия ТСЖ: правления, председателя, ответственность по ЖК РФ

Вне зависимости от ошибок правильности оформления протоколов, принятые решения должны исполняться региональным оператором в силу п. 1 ст. 46 ЖК РФ, а также п. 1 ст. 183.1 ГК РФ. У регионального оператора прямо отсутствуют какие-либо полномочия, проводить некую оценку и правильность оформления отдельных частей протоколов общих собраний.

Чаще всего, данная деятельность также не предусмотрена уставом регионального оператора. И фактически такие действия регионального оператора являются внеправовой неуставной деятельностью и злоупотреблением служебными полномочиями.

О том, что действия регионального оператора, отказывающему в переходе на спецсчет, являются незаконными, говорит и судебная практика.
В решении по делу № А14-17412/2019 суд указал, что возражения фонда капитального ремонта относительно заявленных требований сводятся к замечаниям по оформлению протокола общего собрания собственников многоквартирного дома подлежат отклонению судом, так как, учитывая заявительный характер смены порядка формирования фонда капитального ремонта и в силу частей 5, 7 статьи 173 ЖК РФ, протокол № 2 общего собрания собственников помещений от 01.09.2018 является основанием для регионального оператора перечислить денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет, а также передать документы и информацию, связанные с формированием фонда капитального ремонта.
Суд также указал, что государственный орган по контролю в сфере жилищных отношений обязан руководствоваться при принятии решений, прежде всего, интересами собственников помещений и не должен чинить им препятствия в реализации выбранного способа аккумулирования их денежных средств на специальном счете.

В решении по делу № А47-13265/2016 суд указал, что не осуществление заинтересованным лицом в отношении требования общества установленной процедуры принятия решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счетах регионального оператора нарушило право общества на управление денежными средствами собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в связи с чем управляющая компания не имела возможности реализовать волеизъявление собственников жилья на изменение формирования фонда капитального ремонта.

В решении по делу № А53-20701/2019 суд указал, что денежные средства фонда капитального ремонта принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме и не могут быть присвоены региональным оператором или любыми другими лицами, в том числе собственниками помещений в другом многоквартирном доме. Региональный оператор или владелец специального счета вправе лишь контролировать начисление и уплату взносов в фонд и распоряжаться средствами фонда капитального ремонта с согласия собственников помещений в многоквартирном доме. Принятие протокола собственников многоквартирного дома также влечет обязанность фонда передать все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта.

Аналогичные вывод суд делает в решениях по делу № А53-20701/2019, № А04-3518/2019, № А43-40794/2019, № А40-180214/2018.

Что делать собственникам, если их протокол о переходе на спецсчет не принят

Необходимо реализовать два направления работы с региональным оператором.
Первое. Судебная защита нарушенных прав. Поскольку региональный оператор является органом с публично-правовыми полномочиями, его незаконные действия подлежат оспариванию в порядке ст. 199 АПК РФ.
Второе. Поскольку у регионального оператора нет полномочий для неисполнения решений общего собрания, неправомерный отказ в регистрации протоколов является злоупотреблением полномочиями и самоуправством руководителя регионального оператора. В таком случае мотивированная жалоба в прокуратуру со ссылками на нормы действующего законодательства позволит помочь региональному оператору объективно взглянуть на свои действия и устранить допущенные нарушения во внесудебном порядке.

Капремонт в ТСЖ: открытие спецсчета, оплата взносов жильцов

В связи с поступившими на собрании 5 марта 2017 года вопросами собственников помещений о причинах перевода взносов на капремонт на спецсчет, открываемый на имя Управляющей компании ООО “Базис”, а не на имя ТСЖ, Правление ТСЖ Пудовкина 7 сообщает следующее.

В настоящее время взносы на капремонт перечисляются на счет регионального оператора (Фонд капитального ремонта города Москвы), который использует данные средства для капитального ремонта других домов. Согласно утвержденной региональным оператором программе капитального ремонта наш дом подлежит капитальному ремонту в 2039-2044 годах. До этого момента наши средства будут использоваться для капитального ремонта других домов города Москвы. У нас есть возможность принять решение об открытии счетсчета на имя либо ТСЖ, либо управляющей компании и перевести средства со счета регионального оператора на открытый спецсчет ТСЖ или управляющей компании. Далее мы сами будет контролировать данный счет и принимать в любое время решение о проведении капитального ремонта.

В случае, если спецсчет открывается на имя ТСЖ, то ТСЖ должно выставлять квитанции на оплату взносов на капремонт и обеспечивать взыскание задолженности по данным взносам. Плюс по счету необходимо постоянно подавать отчетность в Мосжилинспекцию. Т.е. открытие спецсчета на имя ТСЖ влечет достаточно большой объем административной работы, которую при нашей пассивной форме ТСЖ и отсутствии штатных работников ТСЖ возложить не на кого. При открытии спецсчета на имя управляющей компании вся эта административная работа возлагается на управляющую компанию.

Читайте также:
Ликвидация ТСЖ: инструкция в 2021 году пошагово, причины, основания, по решению суда, практика

При этом у многих собственников логично возникает вопрос о возможных злоупотреблениях со стороны управляющей компании при использовании средств, находящихся на спецсчете. Возникают вопросы, что случится, если с управляющей компанией расторгается договор управления, если управляющая компания становится банкротом, если управляющая компания использует данные средства на свои нужны и иные цели, не связанные с капремонтом дома.

Законодатель все эти опросы урегулировал в Жилищном кодексе. Ниже приведены статьи Жилищного кодекса, согласно которым по обязательствам владельца спецсчета не может быть наложено взыскание на средства, находящиеся на спецсчете, данные средства не включаются в конкурсную массу при банкротстве владельца спецсчета, средства на спецсчете могут быть использованы только на капремонт дома и не могут использоваться владельцем счета на другие цели (контроль возлагается на банк, в котором открыт спецсчет). При смене управляющей компании распоряжение счецсчетом переходит к лицу, которое определено решением общего собрания собственников помещений. Управляющая компания не вправе распоряжаться средствами на спецсчете без решения общего собрания собственников помещений. При таких существенных ограничениях риски открытия спецсчета на имя управляющей компании отсутствуют. При этом вся административная работа по обслуживанию спецсчета и взысканию взносов на капремонт ложится на управляющую компанию.

Согласно ст.166 Жилищного кодекса РФ

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ст.172 Жилищного кодекса РФ

Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Согласно ст.174 Жилищного кодекса РФ

Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных статьей 166 Жилищного кодекса.

Согласно ст.175 Жилищного кодекса РФ

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

На денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, за исключением обязательств, вытекающих из договоров, заключенных на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также договоров на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, заключенных на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта либо на ином законном основании.

В случае признания владельца специального счета банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу.

В случае принятия решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца специального счета, признания владельца специального счета банкротом, а также в случае, если управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, являющимися владельцами специального счета, прекращено управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в этом доме либо такое прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом предусмотрено законодательством или решением суда, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны на общем собрании принять решение о выборе владельца специального счета или об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

К владельцу специального счета, определенному на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, с момента принятия такого решения переходят все права и обязанности прежнего владельца специального счета, включая права и обязанности, возникшие по договорам, заключенным с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет.

Читайте также:
Что такое ТСЖ: плюсы и минусы, расшифровка, чем занимается, права и обязаанности

Прежний владелец специального счета в течение трех дней с даты принятия решения о выборе владельца специального счета обязан передать, а владелец специального счета, определенный в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, принять документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы, представляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета.

Согласно ст.175.1 Жилищного кодекса РФ

1. Владелец специального счета на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме размещает временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.

2. Доходы, полученные от размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 настоящего Кодекса.

3. Внесение денежных средств на специальный депозит осуществляется исключительно со специального счета. Возврат денежных средств, размещенных на специальном депозите, и уплата процентов по нему допускаются только на специальный счет владельца такого счета.

Согласно ст.177 Жилищного кодекса РФ

1. По специальному счету могут совершаться следующие операции:

1) списание денежных средств, связанное с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в статье 174 настоящего Кодекса;

2) списание денежных средств в счет погашения кредитов, займов, полученных на оплату услуг и (или) работ, указанных в статье 174 настоящего Кодекса, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам;

3) в случае смены специального счета перечисление денежных средств, находящихся на данном специальном счете, на другой специальный счет и зачисление на данный специальный счет денежных средств, списанных с другого специального счета, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;

4) в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта перечисление денежных средств на счет регионального оператора и зачисление денежных средств, поступивших от регионального оператора, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;

5) зачисление взносов на капитальный ремонт, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов;

5.1) зачисление средств финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ;

6) начисление процентов за пользование денежными средствами и списание комиссионного вознаграждения в соответствии с условиями договора специального счета;

7) перечисление денежных средств, находящихся на данном специальном счете, на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

7.1) размещение денежных средств (части денежных средств) на специальном депозите и их зачисление со специального счета на специальный депозит, возврат денежных средств (части денежных средств), процентов от размещения денежных средств на специальном депозите в соответствии с условиями договора специального депозита на специальный счет;

2. Операции по специальному счету, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не допускаются.

3. Банк обязан обеспечивать соответствие осуществляемых операций по специальному счету требованиям Жилищного кодекса.

4. Операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов:

1) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ . Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ.

5. Операции по списанию со специального счета денежных средств в счет возврата кредитов, займов и на уплату процентов по кредитам, займам, полученным на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, могут осуществляться банком по распоряжению владельца специального счета на основании:

1) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания о заключении кредитного договора, договора займа соответственно с банком, займодавцем с указанием этих банка, займодавца, суммы и цели кредита, займа;

2) кредитного договора, договора займа.

Читайте также:
Председатель ТСЖ: права и обязанности, полномочия, ответственность по ЖК РФ, в 2021 году

6. Банк отказывает в выполнении распоряжения владельца специального счета о совершении соответствующей операции, в подтверждение которой не представлены документы, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи.

7. Банк, в котором открыт специальный счет, и владелец специального счета предоставляют по требованию любого собственника помещения в многоквартирном доме, а также по запросу органа государственного жилищного надзора информацию о сумме зачисленных на счет платежей собственников всех помещений в многоквартирном доме, об остатке средств на специальном счете, о всех операциях по данному специальному счету.

Меняем счет регионального оператора на специальный счет ТСЖ

Автор: Снегирев А. Г., эксперт журнала

Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственникам помещений в МКД предоставлено право выбора одного из двух способов формирования фонда капитального ремонта:

на специальном счете, владельцем которого может быть в том числе ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном или нескольких домах. В этом случае взносы на капитальный ремонт перечисляются на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

на счете регионального оператора. Тогда взносы на капитальный ремонт перечисляются на данный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в МКД в отношении регионального оператора.

Формирование фонда капитального ремонта на общем расчетном счете ТСЖ действующим жилищным законодательством не предусмотрено (Постановление АС ПО от 24.08.2017 № Ф06-23944/2017 по делу № А57-27142/2016).

Если собственники помещений в МКД не воспользовались указанным правом, то есть не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отведенный на это срок, либо выбранный способ не реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома на счете регионального оператора. В то же время ч. 1 ст. 173 ЖК РФ предоставлена возможность решением общего собрания собственников помещений в МКД в любое время изменить способ формирования фонда капитального ремонта. Таким образом, если орган местного самоуправления принял решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений в МКД могут изменить способ формирования фонда. Для этого они должны принять решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта (обратите внимание: не решение о выборе способа формирования фонда) и определить:

размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее минимального размера такого взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ. В противном случае изменение способа формирования фонда капитального ремонта будет признано необоснованным (пример – Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 № 09АП-31368/2017 по делу № А40-4540/17);

владельца специального счета (например, ТСЖ);

кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет.

Так, в деле № А56-18158/2016 судьи признали недоказанным принятие собственниками помещений решения именно об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД, поскольку в протоколе общего собрания собственников помещений третий вопрос повестки дня сформулирован следующим образом.

Выбор способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома. Утверждение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт. Выбор владельца специального счета. Выбор кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет…

Следовательно, собственники не принимали решение по вопросу изменения способа формирования фонда капитального ремонта (см. Постановление АС СЗО от 26.05.2017 № Ф07-5244/2017).

Способ формирования фонда капитального ремонта не может быть изменен каким-либо иным способом, кроме как путем принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в МКД, оформленного протоколом общего собрания (Постановление АС УО от 08.11.2016 № Ф09-8874/16 по делу № А60-5868/2016).

Решение общего собрания собственников помещений в МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после его принятия необходимо направить региональному оператору, на счет которого перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в МКД, если только меньший срок не установлен законом субъекта РФ. Так, на территории Москвы действует трехмесячный срок (ч. 3.2 ст. 75 Закона г. Москвы от 27.01.2010 № 2 «Основы жилищной политики города Москвы»).

Несмотря на то, что орган местного самоуправления принял решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД на счете регионального оператора, собственники помещений в МКД могут принять решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта – о формировании фонда на специальном счете, владельцем которого является ТСЖ.

Спор с банком по вопросу операций по специальному счету для формирования фонда капитального ремонта

Практика капитального ремонта в многоквартирном доме с использованием денежных средств формируемых на специальном счете только формируется. Более того, специальных счетов в общем по стране открыто достаточно мало и пока понимание взносов на капитальный ремонт в общей массе на уровне очередного налога, а скорее некого оброка.

Читайте также:
Правление ТСЖ: права, и обязанности, полномочия, ответственность, спорные вопросы

Однако есть хорошие примеры в некоторых МКД, где не ожидая пока деньги на спецсчете превратятся в тыкву, решаются начать ими активно пользоваться.

Так, решением общего собрания собственников помещений от 29.03.2016 было принято решение о проведении капитального ремонта и модернизации инженерной системы централизованной вентиляции в доме за счет средств фонда капитального ремонта.

Во исполнение указанного решения собрания собственников, истцом был заключен договор № 2016-04-08 от 01.04.2016 с ООО “ЭЛКОВЕНТ” о проведении соответствующих работ.

Денежных средств сформированных на специальном счете не хватило, чтобы расплатиться по обязательствам перед подрядчиком и ТСЖ «Панорама» расплатилось средствами резервного фонда на основании решения общего собрания членов ТСЖ.

В последствии на специальном счете восстановился положительный баланс и ТСЖ обратилось в банк с требованием о перечислении денежных средств со специального счета на счета ТСЖ для восстановления средств резервного фонда.

Банк отказал, так как данная операция противоречит. 1 ст. 177 ЖК РФ.

ТСЖ обратилось в суд, который признал отказ незаконным и обязал банк исполнить поступившее от ТСЖ платежное поручение.

Согласно ст. 175 ГК РФ, специальный счет открывается, в том числе, с учетом требований Жилищного кодекса РФ, денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в ст. 174 ЖК РФ, а именно:

• для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

• разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности),

• оплаты услуг по строительному контролю,

• погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных выше услуг, работ, уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами,

• оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

Перечень операций по специальному счету указан в ст. 177 ЖК РФ.

Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Допущение о совершении иных операций по специальному счету на фоне того, что во всех перечисленных в ст. 177 ЖК РФ расходных операциях не называются конкретные получатели средств, списанных со специальных счетов, может свидетельствовать о том, что законодатель не исключает возможности финансирования управляющим (ТСЖ, УК) услуг и работ в рамках проведения капитального ремонта с последующим восполнением потраченных средств со специального счета при представлении обоснованного документального подтверждения понесенных расходов.

Девятый апелляционный арбитражный суд г.Москвы в последствии подтвердил позиуию суда первой инстанции и жалобу банка отклонил.

Правда у меня остался небольшой вопрос в виде проводимых работ – капитальный ремонт и модернизация вентиляции.

На федеральном уровне перечень работ по капитальному ремонту указан в ст.166 ЖК РФ:

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В Москве перечень немного дополнен:

1. Ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения.

2. Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.

3. Ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения.

4. Ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения (горячего и холодного водоснабжения).

5. Ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения (канализации).

6. Ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

8. Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

9. Ремонт фасада.

9(1). Замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме.

10. Ремонт фундамента.

11. Ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода.

12. Ремонт или замена мусоропровода, расположенного в местах общего пользования в многоквартирном доме.

13. Ремонт или замена внутреннего водостока.

14. Разработка и проведение экспертизы проектной документации, в том числе авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, научное руководство проведением указанных работ в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, осуществление строительного контроля, проведение оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза “Безопасность лифтов” (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 “О принятии технического регламента Таможенного союза “Безопасность лифтов”.

Читайте также:
ТСН, что это такое, в чем различия с ТСЖ: полномочия, плюсы и минусы

15. Ремонт подъездов, направленный на восстановление их надлежащего состояния и проводимый при выполнении иных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП

“Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы” пункт 11 Перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт”

Нигде про возможность капитального ремонта системы вентиляции не указано и не исключено, что могут возникнуть претензии о не целевом характере использования средств фонда капитального ремонта.

Кузьмин Д.Н. (юрист по вопросам ЖКХ)

и естественно для новой площадки Яндекс ДЗЕН.

Создание спецсчета капитального ремонта для МКД

Сейчас все больше жильцов многоквартирных домов хотят выйти из фонда капитального ремонта региональных операторов и создать для каждого отдельного МКД специальный счет, чтобы иметь возможность управлять своими денежными средствами по собственному усмотрению и контролировать процесс проведения капремонта. Поэтому многие управляющие компании интересуются алгоритмом действий и законными основаниями для осуществления этой задачи.

Формирование специального счета

Согласно ст.170 Жилищного кодекса, формироваться фонд капитального ремонта МКД может:

  • на специальном счете
  • на счете регионального оператора

Изначально фонды капремонта создаются на счетах региональных операторов (Приказ Минстроя РФ №41/пр от 07.02.2014 г.), поэтому от жильцов МКД никаких действий для этого не требуется. Но чтобы сменить фонд капитального ремонта, необходимо путем проведения общего собрания собственников помещений в МКД и принятия соответствующего решения выбрать способ накопления денежных средств на специальном счете. Решение будет утверждено, если за него проголосует не менее 2/3 участников общего собрания жильцов дома согласно п.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ.

Решение о переводе денежных средств со счетов региональных операторов на спецсчета должно быть принято не позднее 6 месяцев со дня опубликования региональной программы капитального ремонта, к которой относится многоквартирный дом. В аналогичный период требуется отправить копию протокола ОСС региональному оператору. Общее собрание собственников помещений в МКД решает следующие вопросы касательно проведения капитального ремонта:

  • сумму ежемесячного взноса
  • список услуг и/или работ
  • сроки проведения
  • владельца специального счета
  • банк, в котором будет открыт специальный счет

Сумма ежемесячного взноса, список ремонтных работ/услуг и сроки проведения капремонта должны полностью соответствовать регламенту региональной программы. В качестве владельца специального счета по сбору средств для капитального ремонта может быть назначена управляющая компания, которая осуществляет управление МКД, согласно ст.175 ЖК РФ. Банк, в котором может быть открыт специальный счет, должен обладать уставным капиталом не меньше 20 миллиардов рублей.

Преимущества специальных счетов

Формирование фондов на специальных счетах обладает целым рядом преимуществ:

  • разрешается начисление процентов на хранящиеся в банке денежные средства для проведения капитального ремонта.
  • любой собственник помещений в МКД может получить интересующую его информацию о сумме денежных средств и операциях по нему.
  • в рамках регионального законодательства может быть установлен лимит денежной суммы, по достижении которой общее собрание жильцов МКД может принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов.
  • денежные средства полностью защищены по законодательству от нелегальных операций благодаря контролю банка над их расходованием.
  • на денежные средства не накладывается взыскание по обязательствам владельца счета, если они не связаны с капремонтом.
  • денежные накопления не входят в конкурсную массу при банкротстве владельца счета.

Как поменять способ формирования фонда капитального ремонта

Если жильцы МКД не довольны способом формирования фонда капремонта, то они могут изменить его в любое время на основании решения проведенного собрания. Если жильцы решили перевести свои денежные средства на специальный счет, то их решение в пятидневный срок необходимо отправить региональному оператору.

Но решение это вступит в законную силу только по прошествии 2 лет согласно ч.5 ст.173 ЖК РФ. А до этого момента оплата по-прежнему будет поступать на счет регионального оператора. Однако по усмотрению регионов этот период может быть уменьшен. Например, Мосгордума приняла поправки к закону, которые сокращают период перевода денежных средств со счетов региональных операторов на спецсчета с 2 лет до 3 месяцев.

Главным условием для перевода денежных накоплений со счетов региональных операторов на спецсчета выступает отсутствие задолженностей собственников помещений в МКД за капитальный ремонт, а также непогашенных кредитов и займов.

В целом же алгоритм перехода на специальные счета выглядит следующим образом:

  1. Жильцы МКД инициируют и проводят общее собрание, на котором решением не менее 2/3 голосов выбирают способ перевода денежных накоплений на проведение капитального ремонта со счетов региональных операторов на спецсчет.
  2. Этим же решением выбирается банк, где открывается спецсчет, сумма ежемесячных взносов, перечень работ/услуг и сроки проведения капремонта.
  3. В качестве владельца счета избирается управляющая компания, которая осуществляет деятельность по управлению этим домом.
  4. Утвержденное решение и протокол ОСС отправляется в адрес регионального оператора в течение 5 дней с момента принятия этого решения.
  5. В эти же сроки необходимо уведомить ГЖИ о создании спецсчета, назначении управляющей компании в качестве его владельца и переводе денежных средств на него.
  6. Ждете 2 года или меньшего периода, оговоренного в региональном законодательстве, для вступления в законную силу решения общего собрания собственников помещений в МКД.
Читайте также:
Документы для ТСЖ: обязательные, какие нужны для создания и деятельности, дополнительные

Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».

4 шага к открытию спецсчёта

РЕКОМЕНДАЦИИ

для собственников помещений в многоквартирных домах, ТСЖ, ЖСК об открытии в кредитных организациях специальных счетов для формирования фондов капитального ремонта

Подготовлены Общественно-консультативным советом по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями.

Размещены на официальном сайте Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями (www.ubanks.su) в разделе «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Москве» и на официальном сайте Департамента капитального ремонта города Москвы (www.dkr.mos.ru) в разделе «Региональная программа капитального ремонта/Специальный счет».

Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (№ 188-ФЗ от 29.12.2004г.) (далее – ЖК РФ), в соответствии с которыми у собственников помещений в многоквартирных домах появляется обязанность по формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее по тексту – МКД).

29 декабря 2014 года Постановлением Правительства Москвы № 832-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 833-ПП решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 5 месяцев после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно не организовали проведение общего собрания и не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, не позднее чем за месяц до окончания вышеуказанного срока орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (ч. 6 ст. 170 ЖК РФ).

В соответствии со ст.170 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе в качестве способа формирования фонда капитального ремонта МКД выбрать перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в банке (далее по тексту – Спецсчет).

Решение вопросов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта – перечисление взносов на капитальный ремонт на Спецсчет, о выборе кредитной организации для открытия Спецсчета принимается на общем собрании собствеников помещений в МКД.

ЭТАПЫ ОТКРЫТИЯ СПЕЦСЧЕТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

Шаг 1. Подготовительный этап (проходит перед проведением общего собрания собственников помещений в МКД).

Для подготовки проведения общего собрания собственников помещений в МКД необходимо узнать следующую информацию:

– включен ли многоквартирный дом в региональную программу капитального ремонта;

– планируемые сроки проведения капитального ремонта многоквартирного дома (из региональной программы капитального ремонта);

– перечень работ/услуг, предусмотренных региональной программой;

– перечень кредитных организаций, уполномоченных открывать Спецсчета[1].

Шаг 2. Выбор банка для открытия Спецсчета (проходит перед проведением общего собрания собственников помещений в МКД).

Спецсчет может быть открыт в российских банках, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем 20 миллиардов рублей (ч. 2 ст. 176 ЖК РФ).

Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственниками помещений в МКД не выбран банк, в котором Региональным оператором будет открыт Спецсчет, или этот банк не соответствует вышеуказанному требованию, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение Регионального оператора (п. 5 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ).

Перечень банков соответствующих требованиям ч. 2 ст. 176 ЖК РФ размещен на официальном сайте Банка России по адресу: http://www.cbr.ru/credit/listfz.asp. Описание условий открытия и ведения Cпецсчетов отдельными банками размещены на сайте ubanks.su в разделе «Списки банков и их сотрудников».

Учитывая то, что не во всех банках в указанном выше перечне разработан и введен в работу продукт «специальный счет для формирования фонда капитального ремонта» рекомендуется обращаться к списку банков и их сотрудников, размещенному по адресу http://ubanks.su/spiski2.

Читайте также:
Председатель ТСЖ: права и обязанности, полномочия, ответственность по ЖК РФ, в 2021 году

При выборе банка для открытия Спецсчета рекомендуется обратить внимание на следующие условия открытия и обслуживания счета:

1) Какова плата за услуги по открытию и обслуживанию Спецсчета (рекомендуется выбирать банки, предлагающие минимальные ставки по оплате данных услуг).

2) Начисление банком процентов на остаток по Спецсчету (начисление процентов на остаток позволит собственникам жилья в МКД нивелировать влияние инфляции).

3) Взимание банком комиссии с собственников помещений в МКД при перечислении ими в отделениях банка взносов на Спецсчет.

4) Учет банком денежных средств собственников жилья МКД на Спецсчете: по многоквартирному дому в целом или в разрезе отдельных квартир.

5) Предложения банка по специальным программам кредитования собственников помещений в МКД. 1

6) Предложения банка о предоставлении информации о сумме зачисленных платежей, остатке средств и расходных операциях, проводимых по Спецсчету (п. 7 ст. 177 ЖК РФ), в т.ч. в разрезе собствеников помещений в МКД.

7) Условия закрытия Спецсчета (в.т. размер затрат) и перевод денежных средств на Спецсчет в другом банке.

Шаг 3. Проведение общего собрания собственников помещений в МКД.

Подготовка и проведение общего собрания собственников МКД проводится в общем порядке с учетом положений ст. 44-48 ЖК РФ.

На общем собрании собственников помещений в МКД (далее – ОСС МКД) по выбору Спецсчета как способа формирования фонда капитального ремонта должны быть приняты решения:

– о формировании фонда капитального ремонта МКД на специальном счете в конкретном банке. Решение считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в МКД (п. 1 ст. 46, пп. 1.1. п. 2 ст. 44, ЖК РФ).

– об определении банка, отвечающего установленным требованиям Жилищного кодекса РФ, в котором будет открыт Спецсчет;

– о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт МКД, который должен быть не менее 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 833-ПП);

– о сроках проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 832-ПП);

– о перечне услуг/работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в составе не менее чем состав перечня таких услуг/работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 832-ПП).

– о владельце Спецсчета.

Владельцем Спецсчета может выступать ТСЖ, ЖК, ЖСК, УК, осуществляющие управление МКД, или региональный оператор.. На Спецсчет будут зачисляться взносы собственников помещений в МКД для формирования фонда капиального ремонта. При этом распоряжаться данными средствами на цели капитального ремонта владелец Спецсчета имеет право на основании решения принятого на общем собрании собственников помещения в МКД.

Важно отметить, что собственником средств на Спецсчете остаются собственники помещений в МКД. Владелец Спецсчета осуществляет только управление Спецсчетом по поручению собственников.

Решения по указанным выше пунктам должны быть приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме и утверждены протоколом ОСС помещений в МКД. Решения ОСС помещений в МКД оформляются протоколом в порядке, установленном ОСС помещений в данном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

После проведения ОСС помещений в МКД необходимо, в соответствии с общими требованиями проведения общего собрания, ознакомить всех собственников помещений в МКД с результатами принятых решений (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).

Спецсчет открывается владельцем Cпецсчета при предъявлении утвержденного протоколом соответствующего решения ОСС помещений в МКД и других документов, предусмотренных правилами об открытии счета конкретного банка (ч. 1 ст. 176 ЖК РФ).

Шаг 4. Уведомление об открытии Спецсчета в банке

Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета.

1. Сегодня банками ведется работа по созданию данной услуги, которая при необходимости может быть востребована собственниками помещений в МКД.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: