Аудит ТСЖ: порядок проведения проверки, инициаторы, стоимость, ЖК РФ

Проверка деятельности товарищества собственников жилья

Аббревиатура ТСЖ расшифровывается как товарищество собственников жилья. Оно представлено некоммерческим юридическим лицом, осуществляющим управленческую деятельность в отношении жилищного фонда. Это свидетельствует о том, что целевая задача создания ТСЖ – не получение прибыли, а формирование условий для удовлетворения нематериальных потребностей членов товарищества. Как любое юридическое лицо ТСЖ подлежит проверочным мероприятиям со стороны различных вышестоящих структур.

Виды проверки деятельности ТСЖ

ТСЖ – организация многофункциональная. На сегодняшний день товарищество ведет 2 направления деятельности – хозяйственную и финансовую. Цель проведения проверки ТСЖ заключается в выявлении соответствия выполнения всех мероприятий установленным нормативам и в определении правомерности финансовых и хозяйственных работ.

Проверка работы ТСЖ предполагает обширную классификацию. По плановости проведения она бывает:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

В зависимости от лиц, проводящих проверку ТСЖ, она может классифицироваться по следующим видам:

  • внутренняя – инициирована членами ТСЖ и структурами, взаимодействующими с ним;
  • внешняя – проводится сторонними контролирующими организациями.

в зависимости от полноты охвата проверочные мероприятия товарищества собственников жилья могут быть следующими:

  • полные: проводится ревизия всех документов, традиционно эта мера актуальна перед визитом сотрудников из важных инстанций (прокуратуры, жилищного надзора);
  • частичные: включают в себя незначительную сферу (к примеру, декларации).

Внимание

Каждый вид аудиторской проверки ТСЖ имеет свои особенности и нюансы.

  1. Внутренняя. Регулируется нормами Жилищного кодекса РФ. Для ее осуществления происходит создание ревизионной комиссии. В рамках каждого товарищества происходит утверждение Положения, которое и определяет права с обязанностями. Цель проверки ТСЖ – оценка текущей финансово-хозяйственной работы организации и ее соответствия уставу.
  2. Налоговая. Невзирая на то, что ТСЖ не имеет основной цели в получении прибыли, ст. 246 НК РФ свидетельствует о том, что товарищество собственников жилья выступает в качестве налогоплательщика, поэтому обязуется заниматься ведением налоговой отчетности. Контроль инициируется налоговой службой, осуществляющей проверку правильности заполнения деклараций, ведения отчетных документов, полноту предоставления сведений по уплаченным налогам.
  3. Проверка ТСЖ жилищной инспекцией. Рассмотрением занимается жилищный комитет. О проведении мероприятия товарищество уведомляется заблаговременно. Ответственность за выявленные нарушения законодательной нормы предусмотрена в ст. 7.22 КОАП РФ «Нарушение норм содержания и ремонта жилого фонда» и 14.4 «Оказание некачественных услуг», п. 7 157-й ст. ЖК РФ.
  4. Проверка ТСЖ РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ. Защита прав потребителей в этом отношении оговаривается в ст. 4 и 29 закона о ЗПП. Поэтому в случае предоставления некачественных услуг собственники наделяются правом подачи жалобы в этот орган, который и займется проведением проверочных мероприятий в ТСЖ.
  5. Прокурорская проверка. Обычно данный вид мероприятий осуществляется без какого-либо специального предупреждения, чаще всего – в ходе получения жалоб со стороны жильцов на недобросовестную работу органа правления.

Кто может инициировать проверку товарищества?

Ответственность за некачественное исполнение функций или бездействие всегда ложится на плечи председателя ТСЖ. Но проверка может быть инициирована и иными заинтересованными лицами:

  • председатель ТСЖ;
  • собственники жилищных помещений;
  • члены товарищества.

Вне зависимости от принадлежности того или иного лица к ТСЖ, а также занятия им определенной должности в товариществе собственников жилья, гражданин вправе назначить проведение аудиторской проверки. Но, как показывает практика, чаще всего инициатором процедуры является именно председатель.

Основания для проверки ТСЖ

Проверка ТСЖ осуществляется как плановое мероприятие или как внеплановый процесс на основании жалоб жильцов или сторонних лиц на неоказание или оказание некачественных услуг.

Затея проверки ТСЖ должна иметь соответствие ряду основных принципов:

  • заинтересованность председателя в проведении проверки;
  • возможность проведения собрания членов ТСЖ;
  • вероятность определения периодичности отчетности от председателя чаще, нежели это указано в законе;
  • вероятность формирования уголовного дела в отношении должностных лиц на базе результатов проверки.

Отсюда следует вывод, что назначение аудиторской проверки играет колоссальную роль. Цели следующие:

  • определение факта и величины расхождений между отчетными и фактическими материалами;
  • поиск ошибок в процессе ведения бухгалтерских документов;
  • выявление фактов преднамеренного нарушения норм закона.

Общие основания для проведения подобных мероприятий фигурируют в ч. 2 ст. 10 ФЗ №294, а также в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ. В связи с этим в ходе осуществления мероприятий решаются вопросы:

  • порядок создания ТСЖ;
  • обязательные требования к уставной документации;
  • порядки заключения договоров поставок услуг с РСО;
  • нарушения условий соглашения и ответственность;
  • порядок пользования ресурсной базой.

Это далеко не весь перечень задач, которые позволяет решить та или иная аудиторская проверка, но они являются основными.

Плановые и внеплановые ревизии

Предмет проверочных мероприятий, осуществляемых со стороны органов контроля и надзора, отмечен в рамках 11-го пункта Положения о гос. жил. надзоре №493 от 11.06.2013. А в соответствии с ФЗ№294 «О защите прав ЮЛ и ИП» могут осуществляться проверки планового и внепланового характера.

  1. Плановые проверки ТСЖ осуществляются на базе ежегодных планов и графиков, разрабатываемых со стороны органов государственного контроля. Традиционно эти меры производятся разово в годовой период, если иное не предусмотрено региональным законодательством.
  2. Внеплановые меры проводятся на базе оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 ФЗ№294, а также ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ.
Читайте также:
Что такое ТСЖ: плюсы и минусы, расшифровка, чем занимается, права и обязаанности

К сведению

Оба типа проверок ТСЖ могут носить документарный и выездной характер. В любом случае временной период их проведения не может составлять более 20 рабочих дней.

Виды отчетности товарищества собственников жилья

Товарищество, выступая в качестве ответственного юридического лица, обязуется ежегодно отчитываться о результатах собственной деятельности. Запрос отчета ТСЖ может быть создан не только собственниками помещений, но и сотрудниками вышестоящих инстанций.

  1. Внутренние отчеты. Их предоставление осуществляется в адрес собственников помещений в рамках годового собрания, проводимого на основании ст. 45 ЖК РФ во втором квартале года, следующего за отчетным.
  2. Отчет председателя ТСЖ. Он базируется на сведениях о работе, которая была проделана, и на выполнении обязательств, установленных в рамках должностной инструкции. Включает в себя составление смет, контрольные меры относительно исполнения условий договоров, ведение бухгалтерии, налоговой отчетности, прием и увольнение сотрудников и т. д.
  3. Отчет правления. Это необходимо в целях оказания председателю помощи и поддержки в рамках выполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом. Ст. 151 ЖК РФ гласит, что руководство ТСЖ вправе распоряжаться коллективными средствами на основании утвержденного бюджета.
  4. Внешние отчеты. Будучи некоммерческой организацией, товарищество обязуется подчиняться действующим нормам законодательства, предоставляя сведения об итогах работы. В частности, речь идет о фин. отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о целевом применении средств), налоговой отчетности, статистической отчетности (по численности сотрудников, приборам учетных мер).

ВАЖНО

В рамках п. 10 ст. 161 ЖК РФ установлено обязательство по обеспечению открытого доступа к данным о деятельности ТСЖ.

Проверка ТСЖ ревизионной комиссией

Ревизионная комиссия представляет собой постоянно функционирующий орган выборного значения. Ее задача – осуществление контроля в отношении ведения правовой, финансовой, хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья. В соответствии со ст. 150 ЖК РФ ее создание для осуществления контроля является обязательным. Правовое регулирование деятельности осуществляется на базе гл. 14 Правового положения членов ТСЖ, утвержденного общим собранием членов.

В состав РК может быть избран любой участник ТСЖ, однако он должен создать специальное письмо с запросом.

Акт ревизионной проверки ТСЖ

Составление документа осуществляется силами сотрудников организации-аудитора. Текст акта ревизионной проверки ТСЖ должен обязательно содержать следующие данные:

  • название жилтоварищества;
  • временной период, в течение которого осуществлялась проверка;
  • области, которые были проверены;
  • выявленные в ходе мероприятия ошибки и недочеты;
  • возможные пути их устранения.

Акт выступает в качестве конфиденциального типа документации и составляется в двух экземплярах соответственно для заказчика и исполнителя проверки ТСЖ.

Проверка ТСЖ налоговой инспекцией

Хоть ТСЖ – организация некоммерческая, от пополнения государственной казны путем оплаты налогов она не освобождена. В отношении товариществ собственников жилья, как и в отношении любых юридических лиц, могут проводиться плановые и внеплановые проверки (выездные и камеральные) налоговой инспекцией. В ходе их осуществления происходит сверка налоговой отчетности ТСЖ, выявление в ней ошибок и несоответствий, определение ответственности за погрешности или не предоставление бумаг.

Аудиторская проверка ТСЖ

Перед процедурой проведения ревизии все члены ТСЖ уведомляются об этом. Любое лицо, заинтересованное в аудиторской проверке и инициировавшее ее, обязуется пройти следующие мероприятия:

  • ознакомление с основными положениями уставного документа ТСЖ;
  • назначение собрания, на основании которого будет осуществлен комплекс проверочных работ;
  • при необходимости – поднятие вопроса, связанного с изменением порядков назначения аудиторских проверок;
  • ознакомление с заключительными положениями, предоставленными профессиональным аудитором;
  • организация еще одного собрания, если в ходе проверки были обнаружены какие-либо ошибки, на нем будут обсуждены обнаруженные недостатки, и произойдет принятие определенных решений.

Дополнительная информация

Порядки и прочие нюансы проведения общего собрания товарищества собственников жилья отображены в действующем законодательстве – ст. 145, 146 ЖК РФ.

Стоимость аудиторской проверки ТСЖ

Конкретных тарифов по стоимости аудиторских услуг ТСЖ в законодательстве и в каком-либо конкретном регламенте не установлено. Каждая ситуация подлежит индивидуальной оценке и пребывает в зависимости от сложности и объема предполагаемых мероприятий. Традиционно, как показывает практика, размерный показатель вознаграждения, которое просят аудиторы, пребывает в диапазоне от 25 до 70 тысяч рублей. Немаловажную роль при этом играет срочность осуществления мероприятий и квалификационный уровень эксперта.

Проверка ТСЖ жилищной инспекцией

Государственная жилищная инспекция представляет собой самостоятельно функционирующее структурное подразделение системы органов исполнительной власти. Цель ее существования – полноценный и всесторонний контроль соблюдения и обеспечения прав и интересов граждан в ходе предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.

В отношении ТСЖ ЖИ обладает обширным перечнем полномочий:

  • проведение плановых проверок и мероприятий по просьбе жильцов;
  • контроль соответствующего исполнения обязанностей ТСЖ в отношении эксплуатирования жилищного фонда;
  • проверочные мероприятия в отношении документов и проведение полноценного анализа;
  • осуществление контроля за общим состоянием многоквартирного здания и территории, прилегающей к нему;
  • проведение административных работ для правового обеспечения ряда технических аспектов.

Весь перечень полномочий, которые имеет данная структура, содержится в Постановлении правительства №493 от 11 июня 2013 г.

Читайте также:
Что лучше ТСЖ или управляющая компания: их преимущества и недостатки

Плановая проверка ТСЖ муниципального жилищного контроля

В ФЗ№93 от 25.06.2012 «О внесении изменения в законодательные акты РФ», связанном с вопросами государственного надзора, введено понятие муниципального жилищного контроля. Под ним принято понимать деятельность местных органов, имеющих полномочия на организацию и осуществление на территории тех или иных образований проверок на предмет соблюдения юридическими лицами норм Жилищного кодекса и иного законодательства. В ст. 4 этого документа описывается порядок осуществления контрольных мер. Основные нормы проведения отражены в ФЗ№294 «О защите прав юридических лиц и ИП» и ст. 20 ЖК РФ.

Внеплановая проверка

Если в Жилищную инспекцию или иной орган поступила информация, требующая проверки в виде обращения или заявления, это говорит о том, что вскоре стартует процесс внеплановых проверочных мероприятий в отношении ТСЖ. Внеплановая проверка ТСЖ может быть осуществлена в следующих ситуациях:

  • когда у контролирующего органа отсутствует достаточное количество сведений о лице, которое допустило нарушение;
  • если не имеется достаточных данных о факте нарушения обязательных требований.

Заранее никаких документов для подготовки к этой процедуре готовить не нужно. Инспектор может запросить лишь некоторые пояснения – дополнительные материалы и сведения. Если в ходе предварительной проверки будут выявлены нарушения, за ними последует проведение внеплановых работ, что прописано в ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 ФЗ №294.

Проверка ТСЖ прокуратурой

Проведение проверочных мероприятий ТСЖ со стороны прокуратуры – крайняя мера, которая имеет место быть после выявленных нарушений. Самое серьезное последствие проведения такой проверки – ликвидация ТСЖ и привлечение его к уголовной, административной ответственности. Согласно ст. 141 ЖК РФ ликвидация ТСЖ осуществляется в рамках порядка, установленного Гражданским кодексом.

На основании ст. 61 ГК РФ ТСЖ подлежит ликвидации со стороны суда при наличии нарушений закона особо грубого характера, которые являются неустранимыми. Прокуроры в ходе обнаружения таких явлений делают обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями о ликвидации ТСЖ.

Когда наступает процедура банкротства ТСЖ?

Банкротство представляет собой одну из форм ликвидации ТСЖ. Право на признание того факта, что товарищество не в состоянии выполнять свои непосредственные обязанности, имеется исключительно у арбитражного суда в ходе проведенного расследования. Временный управляющий анализирует финансово-хозяйственную деятельность, проводит встречи с контрагентами и определяет источник возникновения долга, а затем оформляет отчет, цель которого заключается в выявлении путей улучшения финансового положения. Основная причина наступления банкротства – долги ТСЖ перед РСО и невозможность решения проблемы своими силами и средствами.

Аудиторская проверка компаний ЖКХ по желанию жителей: реальность или миф?

Желание вывести управляющую организацию (в том числе ТСЖ) на «нечистую» руку может привести к желанию провести аудиторскую проверку такой организации. Усиливается такое желание еще и отписками жилищной инспекции. В статье рассмотрел: могут ли жители провести аудиторскую проверку управляющей организации?

Предыстория

Житель дома в Иркутске обратился в Службу Государственного жилищного надзора Иркутской области с жалобой и просьбой провести проверку соответствия израсходованных денежных средств, которые были обозначены в отчете управляющей организации, размещенном в ГИС ЖКХ.

В ответ надзорный орган указал, что проверка финансово-хозяйственной деятельности УК, а также проверка законности и целевого расходования денежных средств не входит в полномочия ГЖИ. Также вмешиваться в самостоятельную хозяйственную жизнь УК контролирующий орган не имеет полномочий.

Ну и не забыла ГЖИ добавить приписку:

В итоге, возникает вопрос: на каком основании собственники могут провести аудиторскую проверку? Так и возникла идея написания данной статьи.

Что такое аудиторская проверка?

Понятия аудиторской проверки на законодательном уровне нет, но такому понятию соответствует определение аудитора, данное в ст. 1 ФЗ Об аудиторской деятельности:

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

При этом указано, что под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Может ли аудиторская проверка выявить факты хищения или мошенничества со стороны аудируемой организации?

С таким вопросом я обратился к аудиторам, которые работают на рынке оказания аудиторских услуг долгое время.

Генеральный директор ООО «Национальная Гильдия Бухгалтеров и Аудиторов» Мария Стажкова ответила, что аудит может выявить факты хищения, но при наличии документов, которые в соответствии с запросом аудитора представлены к проверке. При этом, факт непредоставления документов также позволяет как минимум предположить, а нередко и установить хищения и факты мошенничества. Например, заключён договор с одной организацией, а фактически расчёты ведутся с другой. Или есть факт списания денег со счета, но нет подтверждающих оказанную услугу или выполненную работу документов.

Руководитель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, что аудиторские компании могут проводить процедуры, направленные на выявление факта хищения, но компании не имеют право выносить какие-либо обвинения в адрес ответственных лиц, поскольку это входит в компетенцию правоохранительных органов. Вопрос того, возбуждать ли расследование по факту хищения, решает руководитель компании по результатам аудиторской проверки.

Читайте также:
Оплата коммунальных услуг в ТСЖ: наличными, в 2021 году, собственниками, если не член товарищества

В целом аудиторские компании проводят:

  • проверку эффективности работы системы внутреннего контроля компаний;
  • процедуры, подтверждающие достоверность расчётов между контрагентами.

Какие документы подлежат изучению при проведении аудита?

Мария Стажкова:

Зависит от вида и цели проверки, пожеланий заказчика, иных факторов. Обычно аудиторы изучают бухгалтерскую и налоговую отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные учётные документы, договоры, правоустанавливающие, разрешительные документы.

Елена Васильева:

Список достаточно большой. Например, аудиторская организация запрашивает: учредительные и регистрационные документы, все протоколы заседаний, все решения. Также, запрашивает данные о структуре бухгалтерии, компании, учетную политику, методики и стандарты ведения бухгалтерского учета, налоговые регистры. Документы, регламентирующие выдачу заработной платы, кадровые документы, материалы проверок в налоговых органах, данные о расчетных счетах, документы по разделам бухучета, трудовые договоры и материалы судебных дел.

Могут ли граждане заказать аудит управляющей организации, если в такой организации они не являются учредителями, а являются лишь потребителями услуг такой организации?

Мария Стажкова отмечает, что собственники могут повести аудит УК исключительно по согласованию с УК. Однако если УК является акционерным Общество, она в силу закона подлежит обязательному аудиту. Есть и иные случаи, когда аудит надо будет пройти по требованию закона.

Мой комментарий и вывод — потребители не вправе понудить УК представить документы для аудиторской проверки, если такую проверку хотят сделать жители дома, поскольку аудиторская проверка является одной из услуг, которая оказывается на основании договора об оказании аудиторских услуг. Наличие такого договора, где на стороне будет УК в качестве заказчика и возлагает на УК определенные обязанности, в том числе по представлению документов аудитору для проведения проверки (ст. 14 ФЗ Об аудиторской деятельности). В отсутствии такого договора между УК и аудиторской компанией, УК ничем не обязана последней.

Порядок и последствия проведения аудита деятельности ТСЖ

В соответствии со ст. 135 ЖК РФ, а также 25 статьи ФЗ № 72 «О ТСЖ», товариществом признается некоммерческое юридическое лицо, состоящее из собственников квартир в многоэтажках, созданное, чтобы управлять общим имуществом всех жильцов. Организация обязана отчитываться не только перед жильцами многоквартирного дома, но и перед государственными органами.

Аудит ТСЖ могут проводить надзорные инстанции – налоговая и жилищная инспекция, региональные управления Роспотребнадзора, прокуроры. Предметом проверки может служить как документация, так и хозяйственная деятельность товарищества.

Сущность аудита и основания для его проведения

Аудит деятельности ТСЖ представляет собой меры контроля, призванные проверить соблюдение товариществом своих обязательств, установленных 148 статьей ЖК РФ:

  • соблюдения жилищных норм;
  • своевременного найма работников, которые должны обслуживать многоэтажный дом;
  • проведения капитального ремонта;
  • хозяйственного обслуживания дома;
  • ведения бухгалтерской и финансовой отчетности.

Права жильцов на проверку деятельности ТСЖ закреплены статьей 143.1 ЖК РФ, согласно которой они вправе знакомиться не только с Уставом и свидетельством о государственной регистрации организации, но и сметами доходов, финансовыми отчетами, бухгалтерскими сводками, документами на имущество.

В ходе аудита проверяются:

  • технические документы на многоквартирное строение;
  • сметы на капитальный или текущий ремонт;
  • отчеты об их исполнении;
  • протоколы, составленные в результате собраний членов организации.

Помимо документов, налоговая инспекция может просмотреть все финансовые операции ТСЖ (поступление и расходование средств, договора с подрядчиками, экономическое положение организации).

Цели избрания и работы ревизионной комиссии

ФЗ № 72 «О ТСЖ» предусмотрел избрание собственного контролирующего органа, призванного анализировать годовую работу управляющей организации и информировать о нарушениях жильцов – ревизионной комиссии.

В соответствии с 39 статьей федерального закона, комиссия избирается на 720 дней для проведения:

  • плановых ревизий;
  • принятия решений по письменным претензиям жильцов;
  • составления официальных заключений о состоянии бюджета, годового плана товарищества, финансовых отчетов;
  • информирования общего собрания о выявленных нарушениях.

В соответствии с законодательством, члены ревизионной комиссии вправе исследовать:

  1. Деятельность бухгалтерии ТСЖ и составленную ею документацию (банковские выписки, авансовые отчеты, акты выполненных работ, расчетные и платежные ведомости товарищества);
  2. Законность проведенных сделок и оформленных договоров;
  3. Реализацию решений общего собрания жильцов председателем товарищества (анализируется управленческая отчетность товарищества);
  4. Порядок хранения денежных средств, их учета и проведения расчетов;
  5. Законность финансовых поступлений и целевое их использование (проверяющие смотрят, сколько денег было получено от жильцов и государства, а сколько потрачено на оплату ремонтных работ, закупку материалов, расчеты с поставщиками услуг);
  6. Размер ущерба, причиненный жильцам или обще домовой собственности.

На основании этих данных выносится заключение о целевом или нецелевом расходовании денег товариществом, наличии или отсутствии административных или уголовных нарушений и необходимости обращения в надзорные инстанции.

ВАЖНО: отчет должен содержать имена и фамилии всех ревизоров, их подписи, дату проведения проверки, выводы по результатам ревизии, письменное заключение, а также рекомендации органам правления.

Ход проверки и ее последствия для органов правления

Инициатором аудита может быть любой собственник многоквартирного дома, являющийся участником ТСЖ. Он собирает подписи других жильцов, которые организуют общее собрание.

  • составляет план ревизии;
  • отправляет письменный запрос председателю товарищества на предоставление организационной, управляющей и бухгалтерской документации;
  • составляет письменный отчет о деятельности органов правления за 12 месяцев;
  • созывает при необходимости внеочередное заседание правления, а также собрание жильцов для информирования всех о наличии признаков преступления;
  • требует от председателя письменных объяснений по факту выявленных нарушений.

Если аудит выявил признаки уголовного преступления, напишите коллективную жалобу в Прокуратуру или Организацию по борьбе с экономическими преступлениями и приложите к ней заключение отчет ревизионной комиссии.

Основания для обращения жильцов в Жилищную инспекцию

В отличие от налоговых органов, жилищные инспекторы анализируют хозяйственную деятельность товарищества.

Жильцы вправе пожаловаться на руководство ТСЖ в Жилсинпекцию, если правление:

  1. Вовремя не ремонтирует общее имущество многоэтажки;
  2. Не устраняет последствия аварий трубопровода;
  3. Не занимается подготовкой дома к зиме:
  4. Не вывозит мусор;
  5. Не следит за состоянием двора (детской площадки, клумб, дорожек), подъезда, чердака или подвала;
  6. Не следит за освещением в подъезде и дворе дома;
  7. Вовремя не убирает снег, не сбивает сосульки с крыш, не обеспечивает чистоту придомовой территории и прочие нарушения.

Каждая управляющая организация обязана соблюдать не только санитарные и противопожарные нормы, но и обязанности, прописанные в договоре на управление многоквартирным домом, Правила технической эксплуатации жилья.

По заявлению граждан инспекторы проводят как плановые, так и внеплановые проверки, в ходе которых выявляют указанные нарушения и выписывают предписания руководству ТСЖ, а также инициируют административную ответственность руководителей организации.

Практический пример претензии в Жилинспекцию

27 сентября 2017 года начальнику Жилищной инспекции г. Саратова поступила частная жалоба от гражданки Куликовой А. В.

Собственница квартиры утверждает, что после проведенного ТСЖ ремонта крыши, у нее в спальне сильно протекает потолок. В начале сентября Куликова поклеила в спальне новые обои и установила натяжной потолок. Стоимость ремонта составила 18 000 рублей.

15 сентября в доме начался запланированный ремонт крыши, который длился 5 дней. 20 сентября утром собственница обнаружила, что после сильного ливня ее комнату залило – обои отклеились, натяжной потолок провис.

Куликова позвонила в ТСЖ, в течение часа прибыли сотрудники, был составлена акт о протечке, стоимость ущерба составила 18 000 рублей. Не дождавшись действий от правления, Куликова сделала новый ремонт – побелила потолки и поклеила дешевые обои.

На основании 1064 статьи ГК РФ, собственница требует провести проверку качества ремонта кровли, а также обязать ТСЖ выплатить ей ущерб в 18 000, а также возместить стоимость новых обоев – 5400 рублей.

Жалоба подкрепляется актом о протечке крыши, квитанциями на покупку обоев, копией договора и накладной на установку натяжных потолков, а также копией договора на управление многоквартирным домом, в котором проживает Куликова.

В результате внеплановой проверки жилищным инспектором была назначена экспертиза ремонтных работ, проведенных в период с15 по 20 сентября. Было выявлено, что на крышу был уложен старый шифер вместо указанного в смете нового материала.

Председатель ТСЖ был привлечен к административной ответственности, ущерб собственнице квартиры был возмещен в полном объеме – 23400 рублей.

Выявление финансовых махинаций ТСЖ в ходе аудита

В России нередки случаи, когда финансовые проверки выявляют факты уголовных преступлений руководства и приводят к наступлению уголовной ответственности:

  • ТСЖ заключает фиктивные договора на обслуживание и ремонт дома, а поступившие от жильцов деньги присваивает себе;
  • умышленно завышают стоимость стройматериалов и работ в сметах на ремонт, а разницу распределяют между правлением;
  • незаконно завышают коммунальные тарифы, в результате чего жильцы платят сверх установленных в регионе нормативов;
  • по своему усмотрению расходует федеральные средства, выделенные на обслуживание дома;
  • незаконно сдает в аренду помещения многоквартирного дома либо тратит полученные средства не на обслуживание постройки, а на свои нужды.

Если жильцы подозревает управляющую организацию в таких махинациях, им следует обратиться в прокуратуру РФ с письменным заявлением, либо составить жалобу на ее официальном сайте. Аудит подразумевает также проверку документации и финансовых операций, совершенных за год председателем ТСЖ, а также средств, полученных организацией.

В соответствии со 151 статей ЖК РФ, законными источниками формирования средств ТСЖ являются обязательные платежи и взносы членов организации, государственные субсидии на ремонт, доходы от деятельности товарищества, арендная плата и другие ресурсы.

Привлечение частных аудиторских фирм

Помимо официальных надзорных инстанций, существуют коммерческие компании, которые также вправе провести проверку экономической деятельности ТСЖ ЗАО определенную плату.

Как принимается такое решение? Жильцы собирают общее собрание, в котором обязаны участвовать не менее ½ всех собственников.

Стоимость работы аудитора будет складываться:

  1. Из количества проверяемых документов;
  2. Числа анализируемых хозяйственных операций;
  3. Необходимости присутствия аудитора на собрании жильцов и его личного выступления;
  4. Времени, потраченного на аудит (обычно не более 10 дней);
  5. Количества анализируемых сделок и заключенных товариществом соглашений.

За дополнительную плату фирма соберет пакет документов для обращения в суд и защиты ваших жилищных имущественных прав. Воспользовавшись услугами независимого эксперта, вы получите честный результат, а также будете уверены в конфиденциальности сотрудничества.

На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация – это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.

В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года “О бесплатной юридической помощи”.

Кто по закону может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ

Существующая практика показывает, что товарищество собственников жилья является эффективным способом управления многоквартирным домом. К сожалению нередки случаи, когда руководство подобных организаций исполняет возложенные на них обязанности ненадлежащим образом. Это могут быть как ошибки, свойственные человеческому фактору, так и хищение средств. Выявить, насколько эффективно работает ТСЖ, помогает аудиторская проверка.

Поводы для аудита ТСЖ

Через счета ТСЖ проходят крупные суммы денег, поэтому это один из поводов проверить деятельность организации

Согласно положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях» смыслом существования ТСЖ является управление многоквартирным домом. Несмотря на то, что целью товарищества собственников жилья не может быть получение прибыли, через ее счета проходят крупные суммы денег. Подобное обстоятельство неизбежно привлекает мошенников, желающих незаконным путем завладеть финансовыми ресурсами жильцов. Кроме умышленного нарушения платежной дисциплины возможны ошибочные расчеты с контрагентами, а также неполнота или несвоевременность уплаты налоговых платежей. Все это поводы для проведения как плановых, так и внеочередных проверок товарищества.

Стандартные схемы обмана жильцов

Наиболее часто недобросовестные управляющие компании отмывают деньги по следующим схемам:

  1. Заключение контрактов с подставными и аффилированными организациями. В этом случае возможно несколько вариантов жульничества. Если работы по таким договорам и выполняются, то, как правило, по ценам, на порядок превышающим услуги других компаний. Нередко договор на поверку может оказаться фиктивным, когда никаких работ по нему не проводилось, а средства за их оплату перешли на счета подрядчиков.
  2. Подписание договоров на выполнение работ, необходимости в которых нет. Причем нередки случаи, когда по итогам их выполнения по бумагам осуществлялась их переделка, сопровождающаяся дополнительной оплатой.
  3. Завышенная оплата членам ТСЖ, когда без всяких на то оснований оклады руководства подобных организаций вырастают в разы.
  4. Изъятие денежных средств целевых фондов с последующим открытием депозита в банке. Набежавшие проценты руководство ТСЖ при этом оставляет себе.
  5. Уклонение от уплаты налоговых платежей. Эта схема часто сопровождается взиманием взносов с собственников в наличной форме. Полученные таким образом средства нигде не фиксируются, а значит, доказать факт недобросовестного исполнения обязанностей управляющей компанией почти невозможно.
  6. Незаконное распоряжение общим имуществом собственников. Чаще всего проявляется в виде сдачи в аренду общих домовых площадей. Вырученные от подобных сделок средства нередко оседают в карманах членов правления ТСЖ.
  7. Халатное отношение правления к исполнению возложенных обязанностей, что приводит к плачевному состоянию дворовых территорий и подъездов дома.

Работа товарищества собственников жилья должна быть организована максимально прозрачно. Сокрытие тех или сведений от собственников является веской причиной для инициирования проверки управляющей компанией. В случае выявления мошенничества необходимо направить заявления в надзорные и правоохранительные органы.

Порядок аудиторской проверки ТСЖ

Инициировать аудит ТСЖ должны прежде всего собственники жилья

Инициатива проведения аудиторской проверки всегда должна исходить от собственников квартир. Существует несколько способов оценить, насколько честно работает товарищество по отношению к жильцам. Можно направить жалобу в органы, уполномоченные на ведение подобных вопросов:

  • прокуратуру,
  • жилищную инспекцию,
  • ревизионную комиссию при ТСЖ.

Действенной мерой воздействия на руководство товарищество является самостоятельная проверка отчетности организации. Для ее осуществления жильцы вправе потребовать бухгалтерскую отчетность и инвентаризационные списки. Отдельно следует проверить подрядчиков, с которыми заключаются договоры на оказание услуг. Они в обязательном порядке должны присутствовать в ЕГРП.

При невозможности организовать ревизию своими силами можно обратиться к специализирующимся в данном вопросе организациям – аудиторским фирмам. Профессиональная оценка работы ТСЖ позволит определить:

  • полноту и правильность расчета по коммунальным платежам,
  • рациональность и эффективность управленческих решений, принятых руководством товарищества,
  • правильность ведения бухгалтерского учета в организации,
  • степень финансовой стабильности товарищества.

Отчеты, сгенерированные по итогам проверки, будут составлять коммерческую тайну и будут доведены лишь до непосредственных участников. Те, в свою очередь, при обнаружении факта мошенничества вправе передать полученные свидетельства в следственные органы.

Этапы аудита

Сроки, место и стоимость проведения ревизии оговариваются на стадии заключения договора. В общем виде проверка состоит из этапов:

  1. Знакомство с уставными документами товарищества для определения алгоритма проверки.
  2. Определение круга документов, подлежащих оценке. Каждый отчет передается аудиторам по описи.
  3. Оценка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета.
  4. Сравнение базовых текущих показателей финансовой отчетности с запланированными коэффициентами, поиск причин расхождения.
  5. Написание аудиторского заключения, основанного на результатах проверки.
  6. Ознакомление заказчика с итогами аудита. Причем при выявлении серьезных нарушений необходимо оповестить о них всех собственников. Для этого созывается еще одно внеочередное собрание. На нем принимается окончательное решение о том, какие действия необходимо предпринять для устранения ошибок и растрат в будущем.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается собственникам жилых помещений, а второй – руководству ТСЖ. В составленном отчете обязательно должна содержаться информация:

  • об особенностях и ходе проверки,
  • сделанные на основе полученных данных выводы,
  • рекомендуемые способы по устранению выявленных недостатков.

Проведение проверки сторонней организацией позволит не только сделать выводы о качестве работы ТСЖ, но и помогут избежать субъективной оценки деятельности товарищества. Основная цель такого контроля состоит не в поиске незаконных действий, а в оптимизации работы товарищества и минимизации ошибочных расчетов из-за невнимательности или незнания бухгалтерии.

Кто и как проводит аудит ТСЖ

Аудит ТСЖ вправе осуществлять ряд структур и организаций

При проведении аудита ТСЖ оценке подвергается эффективность использования общего имущества собственников многоквартирного дома. В связи с этим инициатором внепланового контроля может быть лишь собрание жильцов дома. В соответствии со статьей 45 ЖК РФ любой владелец квартиры может созвать собрание, повесткой которого будет вопрос исполнения обязанностей, возложенных на членов правления ТСЖ. Следует учесть, что решение, вынесенное в ходе обсуждения, приобретет юридическую силу, если в нем принимали участи хотя бы 50% жителей дома.

Непосредственную проверку работы товарищества вправе осуществлять следующие структуры:

  • независимые аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, имеющие аттестат на осуществление подобных ревизий,
  • ревизионная комиссия – специальный орган, функционирующий в составе ТСЖ, в компетенцию которого входит проведение периодических плановых проверок,
  • инициативная группа жильцов, когда собственники недвижимости проверяют работу ТСЖ своими силами без привлечения сторонних организаций,
  • прокуратура вправе начать исследовать работу товарищества при получении жалобы от собственников,
  • Жилищная инспекция и Роспотребнадзор,
  • Органы местного самоуправления (в рамках помощи депутатов населению),
  • Налоговая инспекция вправе стать инициатором проверки в случае подозрения на несоблюдение налогового законодательства.

При выявлении подозрений на нерациональное расходование средств фондов товарищества следует обратиться с запросом в ревизионную комиссию. Там обязаны дать исчерпывающее объяснение по вопросам предполагаемой растраты. Если этого оказалось недостаточно, то можно прибегнуть к платным услугам экспертов, осуществляющих ревизию подобных некоммерческих структур.

Еще одним действенным способом борьбы с халатными действиями руководства ТСЖ – обращение в государственные надзорные органы. Они обязаны предоставить ответ по жалобе в течение 1 месяца со дня ее подачи. Однако стоит помнить, что в случае выявления нарушений на товарищество будет наложен штраф, оплачиваться он будет из фондов товарищества, а не из кошелька членов правления.

Самопроверка

Кроме собственников аудиторская проверка может быть инициирована самим ТСЖ. Подобная возможность прописана в статье 150 ЖК РФ. Для этой цели при товариществе организуется специальная ревизионная комиссия. Как правило, в ее состав входят жители дома, не состоящие в правлении. Они проводят регулярные плановые аудиторские проверки работы обслуживающей компании. Обычно частота проверок составляет 1 год. В течение него по закону отчитаться перед собственниками жилых помещений обязано каждое товарищество.

Порядок функционирования ревизионной комиссии имеет определенные особенности:

  • проводит аудит финансовой деятельности товарищества за один календарный год,
  • комиссия подводит итоги работы, но не вправе влиять на решения, принимаемые руководством ТСЖ,
  • составляет сводную отчетность, а также сопоставляет доходы с расходами и выносит заключение о работе ТСЖ.

Составленные по итогам проверки документы в обязательном порядке доводятся до сведения жильцов. Это может произойти как в рамках очередного собрания, так и при получении официального запроса от собственников жилых помещений.

Добросовестные руководители заинтересованы во внеплановой аудиторской проверке ничуть не меньше жителей дома, т.к. ревизия помогает выяснить ряд важных моментов. На основе выявленных ошибок и нарушений руководство может своевременно принять меры по их устранению. Кроме того, это хорошая возможность проверить работу бухгалтерской службы ТСЖ.

Стоимость аудиторских услуг

Стоимость оказания услуг по аудиторской проверке не является фиксированной величиной. Она зависит от перечня параметров. На окончательную цену может повлиять:

  • глубина предполагаемой проверки,
  • период времени, который требуется исследовать,
  • престиж и уровень аудиторской фирмы.

Ввиду того, что товарищества не располагают внушительным капиталом и не могут работать по специфическим системам уплаты налогов, итоговая стоимость проверки будет на порядок ниже, чем в случае проверки рядовой коммерческой организации. По данным статистики на 2018 год стоимость аудиторской проверки ТСЖ колеблется от 25 до 70 тысяч рублей.

Контролировать деятельность правления ТСЖ следует даже в том случае, если жители полностью уверены в эффективности их работы. Это стоит делать хотя бы для того, чтобы исключить вероятность случайных ошибок в расчетах по коммунальным платежам.

В этом видео вы узнаете о том, что представляет собой аудиторская проверка:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Зачем нужна ревизионная комиссия ТСЖ и чем она занимается

Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья является контролирующим органом в ТСЖ и следит за хозяйственной, финансовой и предпринимательской деятельностью товарищества. Читайте о том, как создаётся ревизионная комиссия и чем она занимается.

Ревизионная комиссия как контрольный орган избирается на общем собрании членов ТСЖ

Ревизионная комиссия (РК) как орган контроля в ТСЖ избирается на общем собрании членов такого товарищества (ч. 3 ст. 146 ЖК РФ). Срок работы избранного состава комиссии не может составлять более двух лет. Затем комиссию необходимо переизбрать. При этом членами РК не могут стать собственники, которые уже вошли в правление ТСЖ (ч. 1 ст. 150 ЖК РФ). Избранные члены комиссии выбирают из своего состава председателя РК.

Общее собрание членов созывается и проводится в соответствии со ст. 146 ЖК РФ. За выдвинутые в состав ревизионной комиссии кандидатуры должно быть отдано большинство голосов от общего числа голосов присутствующих на ОСЧ (ч. 4 ст. 146 ЖК РФ). В рамках того же собрания члены ТСЖ могут утвердить положение о работе РК, включив него:

  • порядок избрания комиссии: численный состав, сроки полномочий;
  • порядок и сроки проведения ревизий;
  • схему взаимодействия с правлением ТСЖ;
  • порядок составления акта по результатам ревизии.

Примеры такого положения от работающих ТСЖ можно найти в интернете на сайтах товариществ. Если же положение о работе ревизионной комиссии не принималось на ОСЧ либо по предложенному варианту участники собрания проголосовали «против», то РК действует в соответствии с положениями ст. 150 и других статей о деятельности товарищества собственников жилья ЖК РФ.

Ревизионная комиссия контролирует финансовую деятельность ТСЖ

Ревизионная комиссия контролирует, чтобы финансово-хозяйственная деятельность ТСЖ, использование ресурсов происходило в соответствии со сметами и годовыми планами, а финансовые операции были обоснованными.

Обязанности членов ревизионной комиссии изложены в ч. 2 ст. 150 ЖК РФ. Также они могут быть закреплены в положении об РК. В рамках контрольной деятельности комиссия должна:

  1. Минимум раз в год проверять финансовую работу ТСЖ.
  2. Ревизировать годовую финансовую отчётность, составленные сметы доходов и расходов товарищества, размер взносов, отчётность ТСЖ, а затем представлять заключения на ОСЧ.
  3. Отчитываться о своей работе перед общим собранием членов ТСЖ.

РК должна проверять не ведение бухучёта в ТСЖ, а всю финансовую деятельность товарищества, при этом должен существовать систематический контроль за работой ТСЖ.

Для проверки ревизионная комиссия запрашивает необходимые документы у правления ТСЖ

Рассмотрим работу РК при проверке финансовой отчётности ТСЖ за прошедший год. Председатель правления товарищества по распоряжению всего правления ТСЖ обязан передать членам ревизионной комиссии/ревизору документы на проверку.

Ревизионная комиссия имеет право запросить у правления ТСЖ все документы, необходимые для проверки отчётности, в том числе:

  • учредительные документы товарищества,
  • договоры с подрядными организациями и договоры на предоставление в пользование общего имущества собственников помещений в МКД,
  • договоры с РСО,
  • протоколы ОСС и ОСЧ, заседаний правления ТСЖ,
  • сметы доходов и расходов и отчёт о её исполнении,
  • документы о расчётах с поставщиками,
  • документы о расходах на оплату труда,
  • банковские и кассовые документы,
  • сведения о начислениях за ЖКУ,
  • журналы обследований общего имущества и сезонных осмотров,
  • реестр показаний ОДПУ и др.

На заседании комиссии перед проверкой составляется и принимается программа ревизии, в которой должны быть все вопросы, которые РК собирается проверить.РК проверяет законность и правильность расходов, соответствие расходов выполненным по факту работами оказанным услугам, достоверность указанных в документах и отчётности сведений.

После проверки ревизионная комиссия обязана составить протокол заседания и акт проверки/заключение. Заключение выносится на общее собрание членов ТСЖ. Именно ОСЧ утверждает сделанное заключение.

При этом на законодательном уровне не указаны последствия отрицательного решения ОСЧ товарищества по заключению, которое представила на утверждение ревизионная комиссия. Порядок действий в такой ситуации можно прописать в положении о работе РК и утвердить на ОСЧ заранее.

По итогам ревизии комиссия составляет заключение

Законом не урегулирована форма, по которой РК должна составить акт/заключение, а также что именно должно содержаться в нём. Разработать бланк такого документа может сама ревизионная комиссия после её избрания на общем собрании членов, либо же это делает правление ТСЖ. Затем форма прилагается к положению о работе комиссии и утверждается на ОСЧ.

Мы рекомендуем обязательно включить в заключение по итогам ревизии следующие пункты:

  1. Реквизиты контрольной проверки: дату и место составления заключения, сведения о членах РК, тему и основание для ревизии, сроки её проведения.
  2. Реквизиты ТСЖ, в том числе наименование, ИНН, сведения о председателе правления и главном бухгалтере, которые занимали эти должности в проверяемый период работы ТСЖ.
  3. Результаты ревизии, разбитые на вопросы, которые были внесены в программу проверки на заседании РК.

Третья часть будет самой важной и содержательной, но при этом все сделанные выводы должны быть изложены лаконично и объективно, а приведённые факты подтверждены соответствующими документами. Члены комиссии не должны давать оценку обнаруженным нарушениям, а в описании нарушений РК следует чётко указать суть нарушения, кто и когда их совершил, какой от этого ущерб или последствия.

Все документы, необходимые для подкрепления выводов ревизионной комиссии, оформляются в виде приложений и являются неотъемлемой частью заключения.

Несколько примеров заключений и отчётов ревизионных комиссий ТСЖ: ТСЖ «Спасский мост», ТСЖ «ОЛИМП-99», ТСЖ «Прилепского 11».

На заметку

Ревизионная комиссия должна быть в каждом товариществе собственников жилья. К её компетенции относится контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ТСЖ: насколько правильно и обоснованно товарищество тратит поступающие взносы и плату за ЖКУ.

Комиссия избирается на общем собрании членов ТСЖ, и именно ОСЧ контролирует работу РК, принимает её отчётность и утверждает положение о работе комиссии.

Ревизионная комиссия проводит плановые и внеплановые проверки деятельности ТСЖ и по итогам работы составляет заключение, где должны быть изложены выводы о том, есть ли нарушения в работе товарищества и какие меры нужно принять, чтобы устранить выявленные ошибки.

Что с 1 июля 2021 года изменится в сфере надзора за работой УК и ТСЖ

25.06.2021

Вступит в силу новый закон о проведении государственного надзора и муниципального контроля, в том числе жилищного

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере – от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах. В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных. Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного. В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2021 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

В ст. 20 ЖК РФ разграничат полномочия госжилнадзора и муниципального жилищного контроля

Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2021 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений. Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ). Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности – наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию. Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований. Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

В рамках госжилнадзора не будет проверяться соблюдение УО лицензионных требований

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

Орган муниципального контроля сможет проверять соблюдение требований НПА только в отношении своего жилфонда

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2021 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

В ЖК РФ закрепят перечень случаев для обращения органов ГЖН в суд с заявлением

Отдельно в ч. 12 ст. 20 ЖК РФ будут прописаны случаи, когда органы Госжилнадзора и муниципального контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

О признании недействительным решения ОСС или общего собрания членов ТСЖ, кооператива, которые приняты с нарушением требований ЖК РФ.

О ликвидации ТСЖ или кооператива, если они в установленный срок по выданному предписанию не привели Устав в соответствие с законодательством, или были созданы с неустранимыми нарушениями.

О признании недействительным договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, если они заключены с нарушениями норм ЖК РФ и не исправлены по выданному предписанию.

В защиту прав и законных интересов жителей МКД по их обращению или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

О признании недействительным договора соцнайма жилого помещения, если он нарушает нормы ЖК РФ и не скорректирован по предписанию в установленный срок. О понуждении к исполнению предписания.

Региональный лицензионный контроль подпадёт под действие нового № 248-ФЗ только с 1 марта 2022 года

Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2021 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля». В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ). До 1 марта 2022 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Будут внесены изменения в НПА о проведении надзорных мероприятий Роспотребнадзором, МЧС и другими ведомствами

В № 170-ФЗ включены 137 статей, которые вносят коррективы в десятки нормативно-правовых актов в области проведения надзорных мероприятий. Рассмотрим несколько изменений, с которыми управляющие домами могут столкнуться в своей работе. Согласно ст. 4 № 170-ФЗ, при проведении госнадзора в области прав потребителей Роспотребнадзор могут давать разъяснения по вопросам применения НПА в области защиты прав потребителей. При этом ведомство уполномочено перепоручить подведомственным госучреждениям консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. В сферу Госпожнадзора входят проверки выполнения организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на земельных участках, которыми они владеют или пользуются, а также оценка соответствия таких объектов нормам пожарной безопасности (ст. 12 № 170-ФЗ). Предметом санитарно-эпидемиологического контроля являются реализация соответствующих требований, содержащихся в НПА и в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также санэпиднадзор проверяет, как юридические и физические лица выполняют противоэпидемические профилактические мероприятия, что актуально в условиях усиливающихся мер по борьбе с коронавирусом в России (ст. 41 № 170-ФЗ).

Просмотров: 10927
Дата первого показа: 25.06.2021 09:32:11

Кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ и как ее провести

После получения ключей собственникам жилья в многоквартирном доме предстоит выбрать управляющую организацию. Последняя призвана следить за порядком в здании, решать какие-либо важные вопросы. Наиболее популярной формой правления сегодня считается ТСЖ.

Товарищество собственников формируют непосредственно владельцы квартир. Каждый из них вправе знать, как и на что расходуются денежные средства членами правления ТСЖ. На данный вопрос призвана ответить независимая инспекция – аудит. Рассмотрим подробнее, как проверить деятельность объединения.

  1. Зачем нужна проверка
  2. Кто вправе проводить аудит
  3. Ревизионная комиссия
  4. Прокуратура
  5. Иные инстанции
  6. Методы контроля
  7. Выявление кражи
  8. Осуществление проверки
  9. Стоимость проверки
  10. Работа счетной комиссии

Зачем нужна проверка

Необходимость проверки ТСЖ обусловлена регулярным поступлением на счета организации денежных средств. Отсутствие должного контроля чревато растратой, что является нарушением действующего законодательства.

Наиболее часто встречающиеся вариации обмана и их последствия таковы:

  1. Подписание фиктивных договоров, и последующий вывод средств на счета заинтересованных лиц через сторонние компании. В итоге под управлением ТСЖ остается лишь часть средств из общего фонда. Недостаток денег негативно сказывается на обслуживании дома и прилегающей территории.
  2. Игнорирование законов и требований к аудиторской проверке. Члены правления ТСЖ берут средства наличными, что можно расценить как воровство и уклонение от уплаты налогов.
  3. Халатность в оказании услуг. Чревата плачевным состоянием дома и близлежащих территорий.

Кто вправе проводить аудит

Аудиторская проверка ТСЖ осуществляется не только специализированными организациями. Стать инициатором проверки может любой собственник жилья.

Для этого необходимо сначала тщательно изучить заключенный с организацией договор. На основании конкретных пунктов можно получить от членов правления максимально подробные сведения о деятельности ТСЖ.

Ревизионная комиссия

Представляет собой орган, в состав которого входят некоторые жильцы многоквартирного дома. При этом последние не должны быть задействованы в качестве членов правления ТСЖ.

Упоминание об указанной организации можно встретить в ст. 150 Жилищного Кодекса страны. По закону, комиссия не имеет права корректировать решения, принятые правлением товарищества. В ее обязанности входит ревизия и надзор за деятельностью председателя ТСЖ.

Прокуратура

Закон о прокуратуре регламентирует ее права относительно контроля за действиями юридических лиц. Чтобы деятельность ТСЖ была в рамках закона, организация должна быть зарегистрирована.

Правильно оформленная жалоба в прокуратуру будет рассмотрена или передана по нужному адресу для инициирования проверки.

Иные инстанции

Провести аудит вправе такие организации, как:

  1. Роспотребнадзор.
  2. Жилищная инспекция.

В первом варианте большее внимание уделяется конкретным случаям неквалифицированного оказания услуг. При этом обязательно учитываются санитарные нормы и подписанный договор с жильцами дома.

Проверка, которая инициируется Госжилинспекцией, направлена на оценку таких показателей, как:

  • Общее состояние объекта строительства.
  • Имеющаяся инфраструктура и придомовая территория.

Важно, чтобы оба эти фактора соответствовали установленным нормам противопожарной и санитарной безопасности. Образец жалобы в жилищную инспекцию:

Методы контроля

Если возникают сомнения касаемо честности председателей товарищества, следует направить соответствующую жалобу представителям компетентных органов. Последние проведут необходимую проверку ТСЖ (аудит). По ее результатам к организации будут применены взыскания.

Как провести самостоятельную проверку? Следует начать с обращения в ревизионную комиссию. Потребуется ознакомиться с такими бумагами, как:

  • Отчеты бухгалтерского отдела.
  • Результаты последней проведенной инвентаризации.
  • Отчеты по выполненным работам.

Необходимо сопоставить полученные сведения и попробовать выявить несоответствие. Если какие-либо работы по заказу ТСЖ выполняли подрядчики, разузнайте информацию о них через ЕГРЮЛ.

Выявление кражи

Вопрос о том, как проверить ТСЖ на воровство, является довольно актуальным. Желающий добиться правды может:

  • обратиться с жалобой в Прокуратуру;
  • провести самостоятельную проверку.

Юридически неподкованные жильцы вправе нанять специалистов, грамотная работа которых позволит выявить тех, кто ворует.

Осуществление проверки

Чтобы аудит был независимым и объективным, специальная комиссия выполняет следующие действия:

  • Дает оценку деятельности ТСЖ с точки зрения законности.
  • Проверяет списки инвентаризации.
  • Делает запрос сведений по бухгалтерии.

Собственно, цель проверяющей комиссии – обнаружить случаи незаконной растраты денежного фонда. Превышение должностных полномочий членами правления так же не останется без внимания. Иногда для получения информации достаточно побеседовать с жильцами дома.

Иногда жильцы не знают, кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ. Такая правовая некомпетентность влечет за собой безнаказанность и ухудшение имеющейся ситуации.

Принять решение о проведении ревизии допустимо на общедомовом собрании. Последнее может быть созвано любым собственником по мере необходимости. Об этом свидетельствует Жилищный Кодекс РФ (ст. 45). Обратите внимание: внеплановое собрание засчитывается, если доля присутствующих – более 50 %.

Стоимость проверки

Нельзя назвать конкретную стоимость аудиторской проверки. Услуги комиссии оплачиваются в каждом случае индивидуально, исходя из имеющегося объема работы.

Зачастую капитал ТСЖ не превышает порог в 20 млн. руб. К тому же товарищество не может перейти на специфическую систему уплаты налогов. Стоимость аудита при таких условиях варьируется в пределах 25-70 тыс. руб. Более конкретную цифру назовут в выбранной компании.

Работа счетной комиссии

Счетная комиссия представляет собой орган, который на каждом проводимом собрании ТСЖ подсчитывает, сколько жильцов проголосовало. Ее образование может быть предусмотрено уставом товарищества. Если речь идет о заочном голосовании, члены счетной комиссии проводят поквартирный опрос.

Если возникли подозрения относительно работы членов правления ТСЖ, стоит позаботиться о тщательной проверке. Она может быть проведена как своими силами, так и с помощью сторонних организаций. Оба варианта регламентированы действующим законодательством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: