Приватизация служебного жилья: в 2021 году, судебная практика, медработникам, бюджетникам

Как приватизировать служебную квартиру

Одним из условий заключения трудового договора между организацией и сотрудником может являться предоставление последнему служебной жилплощади. Как правило, квадратные метры выдаются на период работы и после увольнения работник обязан покинуть помещение. Терять обжитое гнездышко не хочется никому, особенно когда некуда переезжать. Поэтому многих интересует вопрос, можно ли путем приватизации сохранить за собой служебную квартиру, если да, то как это правильно сделать? Давайте разбираться.

Новый закон о приватизации ведомственного жилья

Служебными являются жилые помещения, представляемые служащим организаций на основании договоров найма.

Жилье бывает двух видов:

  • которое принадлежит непосредственно предприятию;
  • которое принадлежит государству, а предприятие только управляет им (ведомственное).

В первом случае решение о возможности или невозможности приватизации принимает руководство предприятия единолично, во втором – работодатель будет являться лишь посредником между вами и фактическим владельцем, поэтому согласие будет получить намного сложнее.

Согласно действующему законодательству, по окончанию действия договора, квартиранты должны добровольно покинуть помещение.

Исключение составляют:

  • близкие родственники погибших или пропавших без вести сотрудников МЧС, МВД и прочих силовых структур;
  • близкие родственники сотрудников погибших на при выполнении трудовых обязанностей на территории работодателя;
  • граждане, вышедшие на пенсию по старости во время работы на предприятии, предоставившем квартиру;
  • инвалиды первой и второй группы, потерявшие трудоспособность по вине работодателя;
  • малоимущие.

Эти категории не могут быть выселены из ведомственного жилья даже принудительно, правда и приватизировать его без согласия владельца они не смогут.

Можно ли служебную квартиру приватизировать?

По статистике, предоставленной сотрудниками спецфонда РФ, видно, что приватизация служебного жилья осуществляется очень редко, но при наличии веских оснований перевести в собственность его все-таки можно.

Претендовать на служебные квартиры могут только сотрудники, которые долгое время проработали в организации, предоставившей им крышу над головой.

Причем, согласно действующему законодательству, приватизации подлежит только муниципальное или государственное жилье. Поэтому прежде чем начинать процедуру, необходимо, заручившись согласием владельца жилой недвижимости, перевести ее из «служебной» в «муниципальную».

Основания

Главным основанием приватизации является договор найма, который обязательно должен быть иметь сотрудник. Кроме того, лица, которые не связаны официально оформленными трудовыми обязательствами с предприятием-владельцем, не смогут начать переоформление жилья, принадлежащего спецфонду, в частную собственность.

Итак, приватизация станет возможна, если:

  • у вас на руках есть договор найма служебного помещения;
  • собственник жилья (ведомство, предприятие, учреждение) не против;
  • стаж работы на данном предприятии – 10 и более лет;
  • длительность фактического проживания в квартире – 10 и более лет;
  • ранее вы не участвовали в бесплатной приватизации.

Если, кроме согласия владельца, все условия выполняются, вы в любой имеете право обратиться с соответствующим заявлением к работодателю и, если он разрешит (что происходит крайне редко), приступать к осуществлению процедуры.

Кто имеет право

Право на приватизации возникает у людей, проработавших 10 и более лет в одной из следующих сфер:

  • бюджетной (врачи, учителя, депутаты и другие);
  • силовом ведомстве (сотрудники МЧС, ФСБ, МВД);
  • на государственной службе (судьи, таможенники);
  • сельскохозяйственной или природоохранительной (рыбаки, лесники и т.д.).

Преимуществом обладают узкопрофильные специалисты, которым стараются создать все условия для увеличения продуктивности деятельности, поэтому эти люди могут приватизировать служебную квартиру уже спустя 5 лет работы на предприятии ее выдавшем.

Так государственные учреждения пытаются осуществить привлечение ценных перспективных кадров на работу в регионах.

Договор найма служебного помещения

Въехать на ПМЖ в специализированное жилье может только официально оформленный сотрудник и только после подписания договора найма служебного помещений (ордера). Это единственный документ, на основании которого у работника и его семьи возникает право на проживание в служебной квартире.

Договор найма должен обязательно иметь письменную форму, устные договоренности о предоставлении жилья не имеют юридической силы. Все подобные документы являются срочными, поэтому в них обязательно должен быть указан период действия (либо конкретная дата, либо период пока гражданин работает на предприятии).

По истечению срока, работник и его семья должны выехать из занимаемой жилплощади, если в условиях не указано иное.

Договор найма должен обязательно содержать информацию:

  • о предмете найма (адрес, общая площадь и другие технические характеристики жилья)
  • о правах и обязанностях сторон
  • о количестве жильцов (наниматель полюс все члены его семьи, в том числе и родившиеся в данной квартире).
  • о сроках договора и основаниях для его прекращения.

Ненадлежащее исполнение условий договора найма сотрудникам или членами его семьи дает работодателю право на досрочное расторжение соглашения в одностороннем порядке и выставления квартирантам требования о выселении.

Порядок и процедура приватизации служебного жилья, квартиры

Приватизация служебного жилья должна начинаться с его перевода из специального в муниципального, поэтому прежде всего необходимо заручиться согласием владельца квартиры.

Если руководство предприятия не желает удовлетворять требования сотрудника (что логично — редко кто готов просто так добровольно расстаться с недвижимостью) последний может попробовать получить разрешение на приватизацию в судебном порядке (шансы небольшие, но при наличии веских оснований они все-таки есть).

Порядок

Если вы решили переоформить в собственность служебную квартиру запаситесь терпением и начинайте действовать в следующем порядке:

  • Шаг 1. Получаем разрешение у владельца жилья;
  • Шаг 2. Меняем статус квартиры со «специального» на «муниципальный»;
  • Шаг 3. Подготавливаем техническую и кадастровую документации на объект недвижимости;
  • Шаг 4. Составляем запрос и передаем его непосредственно в местную администрацию или через сотрудников ГБУ «Мои документы»;
  • Шаг 5. Обращаемся в Росреестр для переоформления прав собственности и получения свидетельства.
Читайте также:
Приватизация квартиры с несовершеннолетним ребенком: если родители в разводе, инвалидом, до 14 лет

После того, как служебная квартира будет переведена в муниципальную согбенность, приватизация будет осуществляться в общем порядке.

Процедура

Перевод служебного жилья в частную собственность процесс сложный и энергозатратный, поэтому к каждому этапу следует максимально внимательно и ответственно.

№ пп Порядок действий Комментарии
1 Изменяем статус жилплощади Без этого в 2021 году приватизировать служебную квартиру не получится, поэтому попытайтесь убедить работодателя, что жилье вам жизненно необходимо и вы честно отработали его за 10 и более лет. Как правило, если предприятие дает добро на перевод, оно самостоятельно осуществляет эту процедуру, поэтому от работника требуется только соответствующее заявление.
2 Обращаемся в местную администрацию После того, как работодатель завершит смену статуса и квадратные метры, на которых по договору найма проживает сотрудник, станут собственностью муниципалитета, можно составлять заявление о приватизации и обращаться с ним в администрацию населенного пункта.
3 Ожидаем рассмотрения заявки После подачи заявления в течение нескольких недель сотрудниками мэрии будет осуществляться проверка вашего права на бесплатную приватизацию указанного жилого помещения. В случае положительного вердикта, последует распоряжение о приватизации.
4 Заключаем договор Договор о приватизации должны подписывать все лица, прописанные в квартире, если хотя бы один жилец (не обязательно основной наниматель) против, перевести жилье в собственность не получится. Если же человек не против приватизации, как таковой, но не желает в ней участвовать, он должен выразить свой отказ в письменном виде и заверить у нотариуса. Как только все подготовительные моменты будут урегулированы, наниматель и все члены его семьи должны будут явиться в мэрию для заключения договора.
5 Оформляем документы в Росреестре Последний, но не менее важный этап, во время которого необходимо подтвердить право собственности в Кадастровой палате. Для этого также составляются заявления (по одному от каждого участника приватизации), к ним прикладывается необходимый пакет документов и сдается на рассмотрение. Как только регистрация объекта будет завершена необходимо снова явиться в Росреестр для получения на руки выписки из ЕГРН. Этот документ будет служить официальным правоустанавливающим документом на квартиру (до 2016 года на руки выдавалось еще и свидетельство о праве собственности, сейчас его отменили).

Заявление

В заявлении на приватизацию (для администрации) следует обязательно указать:

  • полное наименование регистрирующего органа;
  • фамилию, имя, отчество заявится и его паспортные данные;
  • контактные данные заявителя (адрес, телефон);
  • характеристики жилья и его точный адрес;
  • просьбу на разрешение приватизации квартиры, которая из служебной была успешно переведена в муниципальную;
  • количество проживающих.

Необходимые документы

Чтобы осуществить перевод жилья в муниципальную собственность и потом его приватизировать, вам потребуются следующие документы:

  • заявление о смене статуса жилья (в адрес работодателя);
  • локальный документ о том, что служебное жилое помещение переведено в муниципальное (выдается работодателем);
  • по одному заявлению о приватизации или отказы от каждого жильца квартиры (для местной администрации);
  • паспорта всех участников;
  • выписка из домовой/поквартирной книги (расширенный вариант);
  • справки о том, что ранее никто из жильцов ранее не участвовал в приватизации в совершеннолетнем возрасте;
  • выписка из ЕГРН об имеющихся в собственности у заявителей других объектов жилой недвижимости;
  • договор найма;
  • кадастровая документация (технический план, паспорт жилья).

Это примерный список документов, в некоторых случаях сотрудники администрации или росрестра могут потребовать дополнительные справки, например, согласие на приватизацию жилья от органа опеки и попечительства.

Расходы

Сама приватизация осуществляется государством бесплатно, то есть за ведомственное жилье платить ничего не придется, а вот работа сотрудников госучреждений должна быть оплачена в строго определенном размере:

  • госпошлина за приватизацию жилья в местной администрации – 2000 рублей на человека;
  • выписка из ЕГРН – 200 рублей за каждого;
  • проведение кадастровых работ от 10000 рублей;
  • выдача технического плана жилья – 1000 рублей;
  • услуги нотариуса – по прейскуранту конторы.

Сроки

После того, как Правительство сделало приватизацию бессрочной, необходимость в спешке отпала, теперь можно переоформить квартиру в любое удобное время.

Но имейте в виду, что продать, подарить, обменять и произвести другие операции вы сможете только с собственным жильем, а примерный срок приватизации служебных квартир 5-6 месяцев, при условии, что никаких проблем с получением согласия на будет и все обойдется без суда.

Поэтому лучше урегулировать все вопросы по смене статуса жилья заблаговременно, а именно:

  • ведомство будет рассматривать заявления 2 месяца;
  • согласовываться перевод будет еще 15-30 дней;
  • месяц уйдет на рассмотрение заявления в администрации;
  • 14 дней права собственности будут регистрироваться в Росреестре.

Причины обращения в суд.

Главная причина обращения в суд при осуществлении приватизации служебных квартир – несогласие работодателя расставаться с собственной недвижимостью и переводить ее из спецфонда на баланс муниципалитета.

Как показывает судебная практика, в большинстве случаев, судьи при рассмотрении подобных дел становятся на строну владельцев жилья. Поэтому если вы понимаете, что серьезных оснований для сохранения за собой прав на недвижимое имущество по окончанию действия договора найма служебного помещения у вас нет, можете даже не пытаться судиться с работодателем.

Судебная практика

При рассмотрении подобных дел первое, что требуют суды – получение согласия на приватизацию от владельца квартиры. Законом запрещено какими-либо способами принуждать государственные учреждения принятию того или иного решения, поэтому суды в данном случае бессильны.

Пример. В Калининский районный суд Санкт-Петербурга поступило исковое заявление от Короткова А.А. в отношении силового ведомства в котором мужчина нес службу. Спустя 8 лет проживания в служебном жилье Коротков решил его приватизировать и написал соответствующее заявление на имя начальника УМВД России по Калининскому району Санкт-Петербурга. Ведомство проигнорировало запрос, никакого ответа истец так и не дождался, поэтому спустя два месяца после подачи заявления начальнику УМВД, обратился с аналогичным заявлением в суд. Коротков попросил о переводе ведомственного жилья на баланс муниципалитета для его последующей приватизации. После рассмотрения заявления суд отказал в удовлетворении иска, объяснив свое решение отсутствием согласия от ведомства и недостаточным сроком службы истца (менее 10 лет).

Если же согласие от работодателя получено, жилье успешно переведено в муниципальное, а местная администрация после рассмотрения заявления отказала в приватизации, в судебном порядке отстоять свое право на приватизацию будет возможно, но только при наличии достаточно веских аргументов.

Если у вас есть вопросы о том, как можно приватизировать служебную квартиру, то обратитесь к юристам нашего сайта, они смогут бесплатно проконсультировать вас в конкретной ситуации.

Вообще процесс переоформления в собственность служебной квартиры очень сложен. Именно поэтому необходимо воспользоваться услугами грамотного юриста, который сможет:

  • урегулировать спор в досудебном порядке;
  • собрать все необходимые документы;
  • составить исковое заявление;
  • представить ваши интересы в суде;
  • принести жалобы на решение суда;
  • заключить договор о приватизации;
  • составить заявление о приватизации;
  • получить свидетельства о регистрации права.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Как осуществляется приватизация служебной квартиры

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными владельцами жилого помещения. Однако статья 4 закона № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ» ограничивает категории объектов, которые могут быть переданы в собственность.

Понятие

Жилплощадь, выделяемая работодателем для временного размещения сотрудников и их семей, называется «служебной». Жилищный кодекс РФ (статья 104) устанавливает, что ведомственное жилье предоставляется в виде отдельной квартиры или дома.

Помещение передается в пользование по договору найма. Законодательство ограничивает права жильцов по распоряжению ведомственной площадью. Работник не может обменять квартиру или сдать ее в аренду.

Наниматель оплачивает коммунальные услуги в том же размере, что и собственники приватизированных помещений.

Ведомственная жилплощадь включается в специализированный фонд предприятия или муниципалитета. Сведения о соответствующем состоянии объектов отражаются в государственном реестре недвижимости.

Проживание в служебной квартире

Статья 104 ЖК РФ (пункт 3) закрепляет, что жилплощадь передается гражданину на время исполнения им трудовых обязанностей.

На обеспечение служебным жильем могут претендовать следующие категории работников:

  • военнослужащие, заключившие контракт;
  • сотрудники правоохранительных структур;
  • научные работники;
  • бюджетники (учителя, работники сферы здравоохранения);
  • представители МЧС;
  • государственные служащие (судьи, сотрудники различных министерств);
  • работники сферы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).

Крупные коммерческие компании предоставляют помещения для проживания квалифицированным сотрудникам.

Депутаты любого уровня также имеют право на предоставление служебной квартиры во время нахождения на выборной должности. Соглашение о найме прекращает действовать при увольнении (или по окончании срока исполнения депутатских обязанностей).

Кого нельзя выселить из служебной квартиры

Одним из условий предоставления ведомственной жилплощади выступает освобождение работником помещения после увольнения. Жильцы обязаны добровольно покинуть служебную квартиру при расторжении трудового договора.

Однако законодательство определило категории лиц, которых нельзя выселить из специализированного фонда без выделения иной жилплощади (статья 103 ЖК РФ).

На выделение альтернативного помещения могут рассчитывать:

  1. Члены семьи умершего нанимателя.
  2. Инвалиды I и II групп, получившие увечье по вине работодателя.
  3. Семьи военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) погибших при исполнении обязанностей.
  4. Пенсионеры, получающие пособие по старости.
  5. Дети, оставшиеся без родительского попечения (до достижения совершеннолетнего возраста).

Предоставляемое помещение должно располагаться в границах населенного пункта.

Объекты, которые не подлежат передаче в собственность

Приватизация служебной квартиры может быть проведена при соблюдении определенных условий. Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставляет всем российским гражданам возможность стать владельцами помещений, используемых по договору социального найма.

Не передаются в частную собственность квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Также нельзя стать владельцем жилплощади, которая не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям или находится в аварийном состоянии.

Ведомственные помещения не соответствуют следующим требованиям законодательства:

  • квартира выделяется работодателем, а не государством;
  • основанием вселения служит соглашение обычного найма.

Служебное помещение, входящее в специализированный фонд предприятия, может быть передано нанимателю только по разрешению собственника. Исключение составляет жилье, находящееся на территории сельских поселений.

Пошаговая инструкция

Процедура передачи ведомственного помещения гражданам отличается от стандартного переоформления муниципальной жилплощади.

Алгоритм действий включает следующие этапы:

  1. Запрос согласия собственника.
  2. Перевод квартиры на баланс муниципалитета.
  3. Подготовка документов.
  4. Подача заявления в орган местного самоуправления.
  5. Регистрация права собственности в Росреестре.

Если предприятие или муниципальные власти отказывают в передаче квартиры, наниматель вправе обратиться с иском в судебную инстанцию.

Заявление на приватизацию

Процесс переоформления недвижимости начинается с обращения к работодателю. Форма ходатайства о передаче жилья не регламентирована законодательно. Заявление можно написать от руки или напечатать на компьютере.

В документе необходимо указать:

  • наименование организации-работодателя;
  • данные заявителя (фамилия, имя, отчество, контактную информацию);
  • сведения о членах семьи нанимателя, зарегистрированных в квартире;
  • дата и основания предоставления служебной жилплощади;
  • технические характеристики помещения (адрес, площадь, количество комнат);
  • просьбу о передаче недвижимости в порядке приватизации;
  • основания, позволяющие оформить собственность (локальные акты предприятия, ссылки на законодательство).

Бланк заявления можно скачать здесь. Результат рассмотрения ходатайства отражается в официальном ответе.

Решение организации-собственника помещения

Закон № 1541-1 (статья 4) предусматривает возможность передачи ведомственных квартир гражданам, если собственник жилищного фонда не возражает против приватизации.

В большинстве случаев для вынесения положительного решения необходимо соблюдение следующих условий:

  • заявитель проживает в квартире на основании официального договора найма;
  • сотрудник добросовестно исполняет должностные обязанности;
  • стаж работы на предприятии (или в бюджетной сфере) составляет не менее 10 лет.

Решение о передаче (отказе) помещения подписывает руководитель организации. Документ должен быть зарегистрирован и заверен печатью.

Сельским жителям государство предоставляет право приватизировать служебное жилье независимо от согласия собственника.

Передача квартиры в муниципальный фонд

Одним из требований к претендентам на безвозмездное получение помещения в собственность является проживание по договору социального найма. При вселении в ведомственную квартиру сотрудник подписывает соглашение о срочном пользовании. В случае увольнения документ прекращает действовать. Поэтому основным этапом приватизации служебного помещения выступает его передача в собственность муниципалитета.

Процедуру переоформления осуществляет организация-собственник. Изменение статуса подтверждает постановление органа местного самоуправления о принятии жилплощади на баланс города.

Следующим шагом является заключение договора социального найма. Соглашение с муниципалитетом заключается на неопределенный период.

Перечень документов для приватизации

В список бумаг, которые требуется представить для оформления помещения в собственность, входит множество различных справок и выписок.

Обязательный комплект документации включает:

  • заявление;
  • согласие (или отказ) всех членов семьи на участие в приватизации;
  • постановление о переводе служебной жилплощади в муниципальный фонд;
  • соглашение о социальном найме;
  • справка о лицах, прописанных в квартире;
  • копии удостоверений личности жильцов (паспорт или свидетельство о рождении);
  • техпаспорт объекта, выполненный специалистами БТИ;
  • выписку из лицевого счета (для подтверждения своевременной оплаты коммунальных услуг).

Государство предоставляет каждому гражданину возможность однократного участия в приватизации (ст. 11 Закон № 1541-1). При обращении с заявлением о передаче жилья необходимо представить справку о том, что ранее право не использовалось.

Специалисты жилищной структуры муниципалитета могут запрашивать дополнительные документы (например, выписку из ЕГРН об отсутствии иной недвижимости).

Сроки рассмотрения заявления

Законодательство отводит два месяца на принятие решения о бесплатной передаче квартиры (статья 8, закон № 1541-1). По истечении указанного срока составляется договор приватизации. Документ подтверждает переход служебного жилья в собственность нанимателя.

В соглашении отражаются:

  • информация об участниках сделки;
  • адрес местонахождения и характеристики помещения (количество комнат, общая площадь);
  • основания передачи объекта (соглашение найма, ордер на вселение);
  • обязанности сторон.

Все лица, принимающие участие в приватизации, получают отдельный экземпляр договора.

Регистрация права собственности

Гражданин становится полноправным владельцем квартиры только после внесения данных в государственную базу недвижимости.

Процедура регистрации состоит из следующих этапов:

  • сбор документов;
  • оплата госпошлины (2 000 рублей для физических лиц);
  • подача заявки в территориальное подразделение Росреестра или в МФЦ.

В процессе регистрации происходит окончательная смена правообладателя. В государственную базу недвижимости вносится информация о новом владельце.

Проблемы приватизации служебных квартир

Ведомственные помещения используются работодателем для конкретной цели – привлечение квалифицированных сотрудников. Поэтому организациям невыгодно передавать квартиры в собственность нанимателей.

Основные затруднения, возникающие при переоформлении служебного жилья, связаны с отказом руководства вносить изменения в статус объекта.

Военнослужащие, как сотрудники Министерства обороны РФ, имеют право на безвозмездное получение жилплощади в следующих ситуациях:

  • увольнение ранее установленного срока по состоянию здоровья;
  • досрочный перевод в запас в связи с реорганизационными мероприятиями;
  • оформление пенсионных выплат по выслуге лет.

Продолжительный период работы (службы) не является гарантией оформления приватизации.

Ликвидация учреждения

При реорганизации или ликвидации предприятия ведомственная жилплощадь передается в муниципальный фонд. При этом орган местного самоуправления выносит постановление о принятии имущества.

Если передача квартиры на баланс города не закреплена документально, необходимо обращаться в суд с иском о признании права на приватизацию.

Перед направлением искового заявления следует уточнить официальный статус жилья в едином реестре недвижимости.

Судебная практика

Государство не обязывает правообладателей ведомственной жилплощади передавать ее работникам по их первому требованию. Чтобы приватизировать служебную квартиру, как свидетельствует судебная практика, потребуется немало усилий.

Требования граждан могут быть удовлетворены при следующих обстоятельствах:

  • в Росреестре нет сведений о ведомственной принадлежности помещения;
  • истец относится к категории льготников;
  • наниматель поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

Вердикт судьи зависит от фактических обстоятельств дела. Ключевую роль может иметь длительность трудового стажа в организации.

В Зеленоградский районный суд обратился сотрудник полиции А. с иском о передаче служебной квартиры муниципалитету. В обоснование требований истец указал, что он вместе с семьей пользуется ведомственным помещением 14 лет, своевременно вносит коммунальные платежи. Кроме того, во время исполнения должностных обязанностей сотрудник получил вторую группу инвалидности. Суд обязал работодателя (МВД) оформить перевод квартиры в фонд муниципалитета для последующей приватизации.

В другой ситуации гражданину К. отказали в оформлении договора приватизации. Истец трудился на предприятии в течение 15 лет, после чего уволился в связи с оформлением пенсии по старости.

Ведомственным помещением К. пользовался только на протяжении последних 3 лет. Соглашение о найме с организацией не заключалось. Регистрацию по месту жительства истец не оформлял. Тимирязевский районный суд принял сторону работодателя и вынес решение о выселении бывшего работника.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.01.2019 N 69-АПГ18-9

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 января 2019 г. N 69-АПГ18-9

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Володиной Светланы Ивановны о признании не действующим в части пункта 1 статьи 23 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного Решением Думы города Ханты-Мансийска от 25 ноября 2011 года N 131, по апелляционной жалобе Володиной Светланы Ивановны на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 сентября 2018 года, которым в удовлетворении ее административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Решением Думы города Ханты-Мансийска от 25 ноября 2011 года N 131 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска (далее – Положение).

Данное Решение опубликовано 1 декабря 2011 года в газете “Самарово-Ханты-Мансийск” N 51.

Решением Думы города Ханты-Мансийска от 29 апреля 2016 года N 801-V РД, опубликованным 5 мая 2016 года в газете “Самарово-Ханты-Мансийск” N 18, в решение Думы города Ханты-Мансийска от 25 ноября 2011 года N 131 внесены изменения, статья 23 Положения изложена в новой редакции, в пункте 1 названной статьи предусмотрено, что право на приватизацию занимаемых служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ханты-Мансийска, находящихся в казне города Ханты-Мансийска, имеют граждане Российской Федерации, прожившие в занимаемом служебном жилом помещении не менее 5 лет, которое является для них единственным местом проживания на территории Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства в городе Ханты-Мансийске не менее 15 лет и относящиеся к следующим категориям граждан:

1) пенсионеры по старости, проработавшие на предприятиях, учреждениях, организациях города Ханты-Мансийска не менее 15 лет;

2) члены семьи умершего работника органа местного самоуправления города Ханты-Мансийска, органа Администрации города Ханты-Мансийска, муниципального предприятия, учреждения города Ханты-Мансийска, которому было предоставлено служебное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда города Ханты-Мансийска.

Володина С.И., действуя через представителя по доверенности Турова Д.Н., обратилась в суд с административным исковым заявлением к Думе города Ханты-Мансийска о признании недействующим пункта 1 статьи 23 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного Решением Думы города Ханты-Мансийска от 25 ноября 2011 года N 131, в части слов: “которое является для них единственным местом проживания на территории Российской Федерации”.

В обоснование заявленных требований указала, что данное условие не соответствует статьям 209, 213, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 19 Конституции Российской Федерации и ограничивает ее право на приватизацию служебного жилого помещения. Фактически оспариваемым пунктом Положения установлен запрет на приватизацию служебных жилых помещений, если у гражданина на момент обращения за приватизацией служебной квартиры находится в собственности другое жилое помещение, которое может являться для него местом проживания.

Поскольку у нее в собственности находилось жилое помещение, она не могла обратиться с заявлением о приватизации занимаемого служебного жилого помещения. Для реализации своего права на приватизацию она вынуждена была исполнить требование оспариваемого пункта 1 статьи 23 Положения и подтвердить, что занимаемое ею служебное жилое помещение является для нее единственным местом жительства на территории Российской Федерации.

Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 30 марта 2012 года N 9-П “По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” в связи с жалобой администрации муниципального образования “Звениговский муниципальный район” Республики Марий Эл”, полагала, что оспариваемое решение предусматривает необоснованное, преимущественное положение одной категории граждан перед другой по признаку наличия либо отсутствия в собственности другого жилого помещения, а равно наличия либо отсутствия единственного, либо не единственного места проживания. В данном случае административный ответчик выборочно подошел к объему прав граждан, занимающих служебные жилые помещения.

Указала также, что в вопросах приватизации не должно иметь правового значения то обстоятельство, является ли это жилое помещение для гражданина единственным местом проживания на территории Российской Федерации, поскольку для пенсионеров, отработавших 15 лет и проживших в служебном жилом помещении не менее 5 лет, должны быть равные права на приватизацию служебного жилого помещения в соответствии с Решением Думы города Ханты-Мансийска.

Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 сентября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Володиной С.И. о признании недействующим пункта 1 статьи 23 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного Решением Думы города Ханты-Мансийска от 25 ноября 2011 года N 131, в части слов: “которое является для них единственным местом проживания на территории Российской Федерации” отказано.

В апелляционной жалобе представитель Володиной С.И. – Туров Д.Н. просит отменить решение суда и принять по административному делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления.

Относительно апелляционной жалобы Думой города Ханты-Мансийска и прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного акта.

Володина С.И., ее представитель Туров Д.Н., представитель Думы города Ханты-Мансийска, представитель департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска, привлеченного к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой города Ханты-Мансийска в пределах предоставленных законом полномочий, при наличии необходимого кворума коллегиального органа, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе его опубликования. С данными выводами суда Судебная коллегия оснований не согласиться не усматривает.

Суд также пришел к выводу о том, что права административного истца оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены, поскольку в приватизации служебного жилого помещения Володиной С.И. было отказано по причине отсутствия у нее права на приватизацию в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения, а не по основанию, предусмотренному оспариваемым положением. По мнению суда, оспариваемый пункт Положения не ограничивает право административного истца иметь в собственности жилое помещение и распоряжаться им, так как понятие “единственное место проживания на территории Российской Федерации” не исключает возможности приватизировать занимаемую служебную квартиру при наличии в собственности другого жилого помещения и подразумевает, что гражданин не имеет возможности проживать в ином жилом помещении в связи с аварийным состоянием либо по иным основаниям.

Однако с такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище, и в связи с этим устанавливающего объективные критерии бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде установлены Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.

Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (статья 1, часть первая статьи 7, часть первая статьи 11 данного Федерального закона).

Законодатель также не исключает приватизацию служебных жилых помещений, но с учетом особенностей, предусмотренных частью второй статьи 4 вышеназванного Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1, а именно решения о приватизации служебных помещений принимаются собственниками жилищного фонда или уполномоченными ими органами по собственной инициативе, а также предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 марта 2012 года N 9-П, проверяя конституционность части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” в связи с жалобой администрации муниципального образования “Звениговский муниципальный район” Республики Марий Эл”, указал, что издаваемые нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных помещений принимаются по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством; решения органов местного самоуправления об условиях приватизации муниципального имущества должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, что диктует необходимость определения таких условий приватизации служебных жилых помещений, на основании которых должна осуществляться приватизация в каждом конкретном случае, например, установление стажа трудовой деятельности и определенных сроков проживания в муниципальном образовании с тем, чтобы по прошествии которых, граждане – наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных помещений.

Следовательно, волеизъявление собственника муниципального жилищного фонда осуществить приватизацию служебного жилого помещения не отменяет его обязанностей соблюдать принципы бесплатной передачи в собственность гражданам Российской Федерации, установленные федеральным законом, при этом критерии и условия приватизации служебного жилья, вводимые актами муниципальных образований, должны иметь объективный характер и вытекать из особенностей правового режима служебных помещений – предназначения служебных жилых помещений, условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного, что исключает необоснованное ограничение уже по сути предоставленного собственником муниципального жилищного фонда права на приватизацию служебного жилого помещения.

Наличие у гражданина – нанимателя иного места для проживания на территории Российской Федерации, кроме служебного жилого помещения, при соблюдении всех иных условий приватизации служебного жилого помещения, предусмотренных положениями оспариваемого муниципального нормативного правового акта, является препятствием для приватизации занимаемого служебного жилого помещения.

Оспариваемое положение снижает уровень правовых гарантий граждан, установленных федеральным законодательством о приватизации, исключает возможность реализации гражданином – нанимателем служебного жилого помещения права на приватизацию занимаемого им служебного жилого помещения, что ставит его в неравное положение с другими лицами, которые при прочих равных условиях имеют право на приватизацию жилья.

Суждения суда первой инстанции в обоснование отказа в удовлетворении заявленных требований, сводящиеся к тому, что в приватизации служебного жилого помещения Володиной С.И. было отказано не по основанию, предусмотренному оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с чем ее права оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает несостоятельными.

Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденное Решением Думы города Ханты-Мансийска от 25 ноября 2011 года N 131, с внесенными в него изменениями 29 апреля 2016 года, сроком действия во времени не ограничено, рассчитано на неоднократное его применение, что в каждом случае затрагивает права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых им.

Факт нахождения Володиной С.И., проживающей в служебном жилом помещении, в правоотношениях, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, свидетельствует о возможности принятия на его основе негативных для административного истца правоприменительных решений.

Таким образом, принятие оспариваемого Положения без соблюдения установленных федеральным законодателем принципов бесплатной передачи в собственность гражданам Российской Федерации служебных жилых помещений нарушает права административного истца и является при изложенных обстоятельствах достаточным основанием для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части.

Исходя из изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Володиной С.И.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным признать оспариваемую норму Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, не действующей со дня принятия апелляционного определения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 сентября 2018 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым административный иск Володиной Светланы Ивановны удовлетворить.

Пункт 1 статьи 23 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного Решением Думы города Ханты-Мансийска от 25 ноября 2011 года N 131, в части слов: “которое является для них единственным местом проживания на территории Российской Федерации” признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

По вопросу о признании права на приватизацию служебного жилого помещения

По вопросу о признании права на приватизацию служебного жилого помещения

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, при прохождении службы, назначении на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации). Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

Согласно требований ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Требованиями статьи 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Согласно пункту 16 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 897, служебное жилое помещение не подлежит приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

Поскольку в рамках правового регулирования отношений собственности право собственности в силу Конституции Российской Федерации (статья 71, пункт “в”; статья 55, часть 3) может быть ограничено федеральным законодателем в установленных ею целях, то есть с учетом основных конституционных ценностей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 6-П), соответственно, федеральным законом может быть ограничено и право граждан на получение жилых помещений в собственность в процессе приватизации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П, от 24 октября 2000 года N 13-П и от 15 июня 2006 года N 6-П).

Таким образом, из содержания указанных выше правовых норм и правоприменительной практики следует, что служебные жилые помещения, в установленном порядке признанные служебными и являющиеся государственной собственностью, не подлежат приватизации, в связи с чем, правовых оснований для признания права на приватизацию лиц, занимающих специализированные жилые помещения на основании договоров найма служебного жилого помещения, не имеется.

Заместитель начальника отдела ПУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю подполковник внутренней службы Г.Р. Гумерова

Приватизация служебного жилья

Постановлением правительства Мурманской области от 22.06.2020 г. № 444-ПП утвержден Порядок передачи служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Мурманской области в собственность медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.

Кто может приватизировать служебное жилое помещение специализированного жилищного фонда Мурманской области

заведующие (начальники) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) – врачи-специалисты, работающие по основному месту работы не менее чем на одну полную ставку в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области;

врачи-специалисты, работающие по основному месту работы не менее чем на одну полную ставку в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области;

средний медицинский персонал, оказывающий первичную медико-санитарную помощь в поликлинике, поликлиническом подразделении, женской консультации, амбулатории, отделении (центре) врачей общей практики, фельдшерском пункте, фельдшерско-акушерском пункте, работающий по основному месту работы не менее чем на одну полную ставку в медицинских организациях первичного звена здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области;

средний медицинский персонал выездных бригад скорой медицинской помощи, работающий по основному месту работы не менее чем на одну полную ставку в медицинских организациях скорой медицинской помощи, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области

Условия приватизации служебных жилых помещений

  • наличие у медицинского работника на момент обращения с заявлением о передаче в собственность занимаемого служебного жилого помещения трудовых отношений с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Мурманской области, по основному месту работы на полной ставке;
  • наличие у медицинского работника на момент обращения с заявлением о приватизации стажа работы не менее 10 лет в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, в том числе в муниципальных медицинских организациях, перешедших в собственность Мурманской области;
  • проживание медицинского работника в занимаемом служебном жилом помещении не менее двух лет;
  • отсутствие у медицинского работника и совместно проживающих с ним членов его семьи в собственности либо по договору социального найма иного жилого помещения;
  • наличие нереализованного медицинским работником права на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения, находящегося в государственном или муниципальном жилищном фонде;
  • отсутствие реализованного медицинским работником и членами его семьи права, установленного Законом Мурманской области от 08.06.2018 N 2269-01-ЗМО “О единовременной социальной выплате на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям медицинских работников”;
  • отсутствие реализованного медицинским работником и членами его семьи права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;
  • отсутствие факта отчуждения медицинским работником и членами его семьи жилых помещений, находящихся в их собственности в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о передаче служебного жилого помещения в собственность;
  • жилое помещение, подлежащее передаче, не располагается в здании медицинской организации, в модульном фельдшерско-акушерском пункте с квартирой для фельдшера; не прилегает к нежилым помещениям медицинской организации; не является комнатой в квартире.

Служебное жильё: как получить в собственность

Служебное жильё: как получить в собственность

Mнoгиx гocyдapcтвeнныx cлyжaщиx и тex, ктo paбoтaeт вдaлeкe oт дoмa, интepecyeт вoпpoc cлyжeбнoгo жилья. B чacтнocти, мoжнo ли oфopмить пpaвo coбcтвeннocти нa нeгo. Этo зaвиcит oт мнoжecтвa нюaнcoв. Ceгoдня paccкaжeм, кaк yчитeлю пoлyчить квapтиpy oт гocyдapcтвa бecплaтнo или кaк пpивaтизиpoвaть жилyю нeдвижимocть paбoтникaм дpyгиx cфep.

Cпoйлep: cлyжeбнoe жильe пpивaтизиpoвaть мoжнo. Нo, чтoбы пoнять, кaк этo cдeлaть, нyжнo пoнять, чтo этo вooбщe тaкoe, кaк мoжнo pacпopядитьcя тaкoй нeдвижимocтью и зa чтo ee пoлyчaют.

O cлyжeбнoм жильe

Чтo этo тaкoe

Cлyжeбнoe жильe — этo чacтный дoм, квapтиpa, кoмнaтa в oбщeжитии или дpyгoe жилoe пoмeщeниe, кoтopoe пpeдocтaвляют paбoтникy для пpoживaния вce вpeмя eгo тpyдoycтpoйcтвa. Нaпpимep, чeлoвeк ycтpaивaeтcя нa гocyдapcтвeннyю cлyжбy и cpaзy пoлyчaeт квapтиpy, paбoтaeт 15 лeт и вce вpeмя пpoживaeт в нeй.

Cлyжeбнoe жильe пpeдocтaвляeтcя тoлькo тeм, ктo в нeм нyждaeтcя: нaпpимep, тeм, ктo вooбщe нe имeeт жилoй нeдвижимocти или paбoтaeт дaлeкo oт дoмa. Ecли в гopoдe, в кoтopoм вы paбoтaeтe, y вac yжe ecть квapтиpa, дoм или дpyгoe жильe, внe зaвиcимocти oт eгo cocтoяния cлyжeбнoe жильe вы нe пoлyчитe.

B cлyжeбнoй нeдвижимocти вмecтe c paбoтникoм — тeм, ктo зaключил тpyдoвoй дoгoвop c пpeдпpиятиeм или гocyдapcтвeннoй cтpyктypoй — мoгyт пpoживaть члeны eгo ceмьи: poдитeли, cyпpyги, дeти и дpyгиe. Bce oни дoлжны быть yкaзaны в дoгoвope нaймa.

Paбoтник, пoлyчивший cлyжeбнoe жильe, и eгo ceмья мoгyт oфopмить peгиcтpaцию пo мecтy пpoживaния, нo тoлькo вpeмeннyю. Cpoк вpeмeннoй peгиcтpaции oбычнo paвeн cpoкy, нa кoтopoй зaключaют тpyдoвoй дoгoвop: тo ecть ecли paбoтник yвoльняeтcя или eгo кoнтpaкт зaкaнчивaeтcя, peгиcтpaцию aннyлиpyют. Cpoк нaймa тoжe нaпpямyю зaвиcит oт кoнтpaктa или тpyдoвoгo дoгoвopa: кaк тoлькo paбoтник yвoльняeтcя, дoгoвop нaймa paзpывaeтcя, a бывшeмy coтpyдникy пpиxoдитcя иcкaть дpyгoe жильe.

Кoмy пoлoжeнo cлyжeбнoe жильe

Coглacнo Cтaтьe 93 ЖК PФ , cлyжeбнoe жильe пpeдocтaвляeтcя для пpoживaния гpaждaн в cвязи c иx тpyдoвыми oтнoшeниями c opгaнaми гocyдapcтвeннoй влacти, мyниципaльными или гocyдapcтвeнными yнитapными пpeдпpиятиями, в cвязи c пpoxoждeниeм cлyжбы и в pядe дpyгиx cлyчaeв.

Ecли гoвopить пpocтым языкoм, вpeмeннoe жильe мoгyт пoлyчить:

🏡 дeпyтaты, кoгдa пpибывaют в дpyгиe гopoдa или peгиoны для пpoвeдeния выбopoв, дpyгиx мepoпpиятий;

🏡 вoeннocлyжaщиe, нo тoлькo тe, кoтopыe зaключили кoнтpaкты: пpoxoдящиe cpoчнyю cлyжбy живyт в кaзapмax;

🏡 coтpyдники пpaвooxpaнитeльныx opгaнoв — пoлицeйcкиe, oпepyпoлнoмoчeнныe, cлeдoвaтeли и дpyгиe;

🏡 гocyдapcтвeнныe cлyжaщиe — paбoтники вeдoмcтв и миниcтepcтв, cyдьи и дpyгиe;

🏡 yчитeля и вpaчи, ocoбeннo тe, ктo peшaeт yexaть в ceльcкyю мecтнocть: гocyдapcтвo пooщpяeт paзвитиe oбpaзoвaния и мeдицины в peгиoнax;

🏡пoжapныe и дpyгиe paбoтники MЧC, ocoбeннo в cлyчaяx, кoгдa иx кoмaндиpyют для пoмoщи дpyгим peгиoнaм.

Пpи этoм дeйcтвyeт пpaвилo, oпиcaннoe вышe: ecли гocyдapcтвeнный cлyжaщий, вpaч, дeпyтaт и дpyгиe кaтeгopии гpaждaн, имeющиx пpaвo нa жильe, yжe имeют квapтиpy, дoм или дaчy в этoм peгиoнe, oни нe пoлyчaт ничeгo.

Taкжe cлyжeбнoe жильe мoгyт выдaвaть чacтныe cтpyктypы: кpyпныe пpoизвoдcтвeнныe и пepepaбaтывaющиe кoмпaнии, тopгoвыe фиpмы, paзличныe opгaнизaции, oкaзывaющиe ycлyги, и дpyгиe. Фopмaльнo жильe мoжeт быть кaк и cлyжeбным, тaк и нaxoдящимcя в coбcтвeннocти кoмпaнии. Bo втopoм cлyчae oнa мoжeт дeлaть c ним вce, чтo yгoднo, в тoм чиcлe пepeдaвaть в coбcтвeннocть paбoтникaм.

Кaк пoлyчить cлyжeбнoe жильe

Чтoбы пoлyчить cлyжeбнoe жильe для бюджeтникoв или дpyгиx кaтeгopий гpaждaн, кoтopыe мoгyт пpeтeндoвaть нa нeгo, нaдo coбpaть пaкeт дoкyмeнтoв. B нeгo вxoдят:

📂 yдocтoвepeниe личнocти — пacпopт гpaждaнинa Poccийcкoй Фeдepaции;

📂 пoдтвepждeниe тoгo, чтo y вac нeт жилoй нeдвижимocти в peгиoнe — нaпpимep, выпиcкa из EГPН;

📂 тpyдoвaя книжкa для пoдтвepждeния тoгo, чтo вы дeйcтвитeльнo тpyдoycтpoeны в opгaнизaции нa oпpeдeлeннoй дoлжнocти;

📂 cвидeтeльcтвo o зaключeнии либo pacтopжeнии бpaкa для пoдтвepждeния oтcyтcтвия, нaличия cyпpyгa;

📂 cпpaвкa o cocтaвe ceмьи;

📂 кoнтpaкт либo тpyдoвoй дoгoвop c пpoпиcaнным cpoкoм, в тeчeниe кoтopoгo бyдyт пpoдлeвaтьcя тpyдoвыe oтнoшeния.

Пaкeт дoкyмeнтoв пoдaют либo paбoтoдaтeлю, либo в мecтный мyниципaлитeт. Нa мecтe пишyт зaявлeниe либo xoдaтaйcтвo o пpeдocтaвлeнии жилья. Инoгдa мoгyт пoнaдoбитьcя дoпoлнитeльныe дoкyмeнты — yтoчнитe пoлный пepeчeнь y paбoтoдaтeля либo в aдминиcтpaции. Нaпpимep, пopядoк пpeдocтaвлeния cлyжeбнoгo жилья вoeннocлyжaщим oтличaeтcя oт cтaндapтнoгo: oбычнo вoeннocлyжaщиe coбиpaют бoльшoй пaкeт дoкyмeнтoв и oжидaют нecкoлькo мecяцeв.

Ecли плaниpyeтe пoлyчить cлyжeбнoe жильe y чacтнoй cтpyктypы, нyжнo пpocтo нaпиcaть зaявлeниe paбoтoдaтeлю. Пo cитyaции oн мoжeт пoпpocить пpeдocтaвить дoпoлнитeльныe дoкyмeнты — нaпpимep, выпиcкy из EГPН.

Кoгдa зaявлeниe oдoбpят, вaм выдaдyт квapтиpy, дoм или дpyгoe жилoe пoмeщeниe. Пpи пepeдaчe ключeй пoпpocят пoдпиcaть aкт пpиeмa-пepeдaчи нeдвижимocти. Oбpaтитe нa нeгo ocoбoe внимaниe: yкaжитe в aктe вce имeющиecя нeдocтaтки. Инaчe пpи выceлeнии вы бyдeтe oбязaны ycтpaнить иx зa cвoй cчeт — квapтиpy нyжнo вepнyть в тaкoм жe cocтoянии, в кoтopoм ee вaм выдaли.

Кaк мoжнo ocтaтьcя жить пocлe yвoльнeния

Кaк мы yжe oбъяcняли вышe, пocлe yвoльнeния нyжнo ocвoбoдить жильe. Нo зaкoн пpeдycмaтpивaeт pяд cитyaций, в кoтopыx мoжнo ocтaтьcя пpoживaть в квapтиpe. Нaпpимep, чacтo ocтaвляют cлyжeбнoe жильe для вoeннocлyжaщиx пo кoнтpaктy пpи oпpeдeлeннoй выcлyгe лeт.

Пo Cтaтьe 103 ЖК PФ , ecть oпpeдeлeнныe кaтeгopии гpaждaн, кoтopыx нe мoгyт выceлить бeз пpeдocтaвлeния им aльтepнaтивнoгo жилья. К ним oтнocятcя:

члeны ceмeй coтpyдникoв MBД, вoeннocлyжaщиx и дpyгиx coтpyдникoв гocopгaнoв, кoтopыe пoгибли либo пpoпaли бeз вecти пpи выпoлнeнии ими cлyжeбныx oбязaннocтeй;

инвaлиды 1 и 2 гpyпп, пoтepявшиe paбoтocпocoбнocть пo винe paбoтoдaтeля, пoлyчившиe paнeния нa paбoтe, ecли пpиoбpeли пpoфeccиoнaльныe зaбoлeвaния;

пeнcиoнepы, пpopaбoтaвшиe в гocyдapcтвeннoм yчpeждeнии дo выxoдa нa пeнcию;

гpaждaнe c мaлoлeтними дeтьми нa pyкax;

cиpoты и дeти, ocтaвшиecя бeз пoпeчeния poдитeлeй;

члeны ceмьи paбoтникa, кoтopый yмep.

Bce вышeпepeчиcлeнныe кaтeгopии гpaждaн дoлжны пoлyчить дpyгoe жильe взaмeн. Пpичeм oнo oбязaтeльнo дoлжнo нaxoдитьcя в пpeдeлax нaceлeннoгo пyнктa, в кoтopoм pacпoлoжeнo cлyжeбнoe жильe, a ycлoвия нeдвижимocти жeлaтeльнo дoлжны быть тaкими жe или лyчшe.

Ecть и дpyгoй cпocoб ocтaтьcя жить пocлe yвoльнeния. Ecли в пpoцecce вaшeй paбoты нeдвижимocть былa пepeдaнa в coбcтвeннocть мyниципaлитeтa и пoтepялa cтaтyc cлyжeбнoгo жилья, мoжeтe зaключить c aдминиcтpaциeй дoгoвop coциaльнoгo нaймa. Нo для этoгo пpидeтcя дoкaзaть, чтo вы нyждaeтecь в пoддepжкe: квapтиpы пo дoгoвopaм coциaльнoгo нaймa выдaют тoлькo oпpeдeлeнным кaтeгopиям гpaждaн.

Права у дома: закон о приватизации врачами служебного жилья напишут к лету

Законопроект, разрешающий врачам приватизировать служебное жилье, планируют подготовить к маю-июню. Об этом «Известиям» рассказал его автор, сенатор от «Единой России» Дмитрий Шатохин. Работа над этим вопросом началась после поручения Владимира Путина. Президент заявил, что медработников и сотрудников скорой помощи необходимо обеспечить служебным жильем и с возможностью его передачи в собственность. В связи с распространением коронавируса в стране и нехваткой медперсонала в регионах эта инициатива приобретает особую актуальность.

Нерешенные проблемы

Президент Владимир Путин в сентябре 2019 года поручил региональным властям обеспечить медработников служебным жильем. При этом специалист должен трудиться не менее чем на одной ставке 10 лет, чтобы приватизировать эту недвижимость. Меры социальной поддержки должны распространяться на медицинских работников организаций первичного звена здравоохранения и скорой помощи.

Однако в настоящее время есть правовая неурегулированность, так как получение служебного жилья в личную собственность фактически невозможно (есть редкие индивидуальные исключения), заявил «Известиям» член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин. Оформить собственность на жилое помещение, имеющее статус служебного, нельзя — в законе о приватизации прописано, что служебная недвижимость входит в перечень объектов, которые не подлежат приватизации.

Сенаторы для исполнения поручения президента разрабатывают законопроект, который позволит региональным властям и органам местного самоуправления определять, какие категории граждан могут приватизировать такие квартиры. В частности, в этот список должны быть включены медработники.

— У нас большой дефицит кадров, особенно в небольших населенных пунктах. А чем хорошо служебное жилье? Мы могли бы закрепить человека минимум на 10 лет, — заявил Дмитрий Шатохин.

Он добавил, что законопроект будет подготовлен к маю-июню.

Привлечение специалистов в регионы с помощью недвижимости более перспективно, чем с помощью денег. С 2012 года в России действует программа «Земский доктор». Проект предусматривает выделение 1 млн рублей врачам, уезжающим в сельскую местность, где они обязаны отработать пять лет. Этого периода недостаточно для того, чтобы ликвидировать нехватку кадров, уверен сенатор.

В верхней палате парламента действительно работают над соответствующим проектом, заявила «Известиям» член комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный врач России Татьяна Кусайко.

— Мы направили запросы в регионы. Нам необходимо проанализировать финансово-экономическую составляющую. Это работа не одного дня, — отметила сенатор.

Правительство переадресовало запрос «Известий» в Минздрав и Минстрой.

Вопрос обеспечения медицинских работников служебным жильем относится к компетенции регионов, ответили «Известиям» в Минздраве.

Минстрой, а также Минтруд не смогли предоставить «Известиям» оперативный ответ.

Другие варианты

Предлагаемая мера поддержки должна быть реализована в два этапа — сначала нужно обеспечить всех врачей служебным жильем и лишь потом предоставить возможность его приватизировать. Об этом «Известиям» заявил адвокат МКА «Клишин и партнеры» Владимир Энтин. Иначе есть риск, что недвижимости всем не хватит.

У одних будет крыша над головой, а про остальных могут потихоньку забыть. Нужно серьезно проанализировать региональные ресурсы — сколько уже есть и сколько можно отдать под строительство. Эта программа требует высокого уровня конкретики, но сама по себе идея, конечно, очень хорошая, — отметил эксперт.

При этом предоставление жилья более перспективно, чем материальная поддержка, согласился с сенаторами адвокат. Ведь зачастую квартирный вопрос — один из самых важных в жизни человека.

Другой способ привлечения специалистов в регионы — послевузовское распределение, которое активно применялось в советское время и хорошо себя зарекомендовало. Спрос на целевые места наблюдается и сейчас.

В послании к Федеральному собранию президент поручил главам регионов вплотную заняться решением жилищных проблем врачей и фельдшеров, особенно в селах, поселках и малых городах. Кроме того, он подчеркнул, что уровень зарплат врачей должен строго соблюдаться и соответствовать параметрам, заданным еще в майских указах 2012 года.

Самая высокая средняя зарплата врачей, по данным Федеральной службы государственной статистики, зафиксирована в Чукотском автономном округе — 191 тыс. рублей за месяц, а самая низкая — в Ингушетии (около 44 тыс. рублей). По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, такой разброс связан с тем, что региональные власти не всегда следуют отраслевым рекомендациям по оплате труда. В целом в 2019 году средняя зарплата врачей в России составила 80,7 тыс. рублей, что на 7,6% больше, чем было в 2018-м (75 тыс. рублей).

По данным Росстата, на конец 2018 года были не закрыты 50 тыс. вакансий врачей и еще примерно столько же вакансий среднего медперсонала. Самый большой дефицит наблюдался в Камчатском крае, где не хватало около 20% медперсонала. В тройку антирейтинга также попали Смоленская и Псковская области.

Ранее правительство выделило почти 50 млрд рублей на выплату медикам. Это решение было связано с необходимостью поддержать специалистов, которые, рискуя своим здоровьем и жизнью, помогают больным с коронавирусом, пояснил премьер-министр Михаил Мишустин. Кроме того, еще 640 млн рублей пойдет на оснащение больничных коек в моногородах для приема пациентов с COVID-19. Президент России также поручил обеспечить медработников повышенными страховыми гарантиями, как у военнослужащих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: