Функции БТИ в России: в 2021 году, задачи, компетенция, полномочия,

Что собой представляет БТИ, функции, полномочия

Граждане обычно начинают понимать, что такое БТИ (бюро технической инвентаризации) и чем оно занимается, когда собирают справки для оформления сделок с недвижимым имуществом. За сведениями о недвижимости, земельных участках в России обращаются в бюро технической инвентаризации. Эти организации расположены во всех регионах Российской Федерации и ведут кадастровый учет. БТИ учреждаются госструктурами и в зависимости от учредителя могут быть государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Для проведения учета, инвентаризации, работ в области геодезии и картографии оформляют необходимые лицензии, проходят аккредитацию.

Сфера деятельности

Право собственности на имущество БТИ не регистрируют. Эта работа является сферой деятельности органов Росреестра. БТИ выполняет функции сбора, обработки, хранения и предоставления сведений об объектах недвижимости. В картотеке хранится информация обо всех домах, квартирах, земельных участках в конкретном регионе. Учитывают недвижимость разной формы собственности, жилые и нежилые здания, годные для эксплуатации и подлежащие сносу. Одной из функций БТИ является составление статистической отчетности по жилищному фонду.

Обязанности

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 обязанностями БТИ являются:

  • проведение технической инвентаризации жилья;
  • проведение оценки недвижимого имущества, определение налогооблагаемой базы для налога на имущество;
  • выдача справок и консультирование по вопросам государственного учета жилого фонда.

Учет недвижимости

При принятии на учет объекта недвижимости ему присваивают уникальный кадастровый номер и составляют кадастровый паспорт. Номер имеет вид AA:BB:CCCCCC:KK

обозначение параметры
AA кадастровые округа
BB кадастровые районы
CCCCCC кадастровые кварталы
KK номер земельного участка

В кадастровый паспорт включают сведения, требующиеся при постановке на учет органами Росреестра.

Инвентаризация

Техническую инвентаризацию проводят для сбора информации о количественном и качественном составе, износе, конструктивных свойствах объекта. В зависимости от причины проведения она может быть:

  1. Первичной. Проводится при постройке вводе нового объекта.
  2. Плановой. Проводится через пять лет для уточнения данных.
  3. Внеплановой. Проводится при перестройке, перепланировке, реконструкции, сносе объекта, смене права собственности.

Инвентаризацию необходимо проводить перед газификацией, электрификацией, подключением к системам водоснабжения. Данные инвентаризации являются основанием для составления техпаспорта. В случае перепланировки, реконструкции объекта вносят поправки в уже существующий технический паспорт. На основе сведений, полученных при инвентаризации, определяют кадастровую стоимость имущества.

Итоги технической инвентаризации применяют при:

  • формировании статистической и бухгалтерской отчетности по жилому фонду;
  • исчислении базы для налогообложения;
  • определении износа и технического состояния объекта.

Перепланировка помещения

Выполнение строительных работ с целью изменения конфигурации жилья, назначения помещений считают перепланировкой. Все эти операции можно проводить только на основании разрешения, полученного от органов местной власти. Перепланировка без проведения согласования и изменения технической документации ведет к наложению штрафных санкций на владельца помещения. Кроме этого он не может продать, подарить недвижимость, использовать её в качестве залога. После проведения строительных работ нужно пригласить специалиста БТИ. Он зафиксирует изменения и составит справку для корректировки технического паспорта.

Клиенты

Данные об объектах недвижимости сотрудники БТИ сообщают по запросам органам исполнительной власти или физическим лицам, имеющим право собственности на объект. Информация необходима при регистрации сделок с недвижимостью, получении кредита под залог. Справки выдают по предъявлению паспорта и квитанции об оплате госпошлины. На подготовку справки отводится месяц со дня подачи письменного заявления. Справка действительна в течение определенного срока. Это нужно учитывать при сборе большого количества документов. Справки, подготовленные специалистами БТИ можно получить в МФЦ или через портал госуслуг.

Справки

Основными документами, за которыми граждане обращаются в БТИ, являются:

  • технический паспорт;
  • экспликация;
  • план земельного участка;
  • план здания;
  • справка об инвентаризационной стоимости объекта;
  • справка по форме № 3;
  • выписка из БТИ;
  • выписка из технического паспорта.

Больше всего обращений в БТИ поступает по поводу выдачи справок, подтверждающих адрес, инвентаризационную стоимость, техническое состояние помещений.

Технический паспорт

Это один из главных документов здания. Его составляют при вводе объекта в эксплуатацию после завершения первичной технической инвентаризации. Технический паспорт состоит из графической части и письменной.

В графической части объект изображается с привязкой к соседним территориям, дорогам, инженерным сооружениям.

Письменная часть содержит следующую информацию:

  • почтовый адрес;
  • инвентаризационный или кадастровый номер;
  • даты постройки, капитального ремонта;
  • план здания;
  • экспликация;
  • техническое описание;
  • данные о благоустройстве;
  • сведения о принадлежности;
  • стоимость.

[smartcontrol_youtube_shortcode key=”БТИ” cnt=”1″ col=”1″ shls=”true”]

Структура БТИ

Структура БТИ организована как линейно-функциональная. Руководит организацией директор, которому подчиняются главный инженер, главный бухгалтер, руководители отделов.

Читайте также:
Экспликация БТИ: что это, поэтажный план, как получить, квартиры, план, цена, стоимость

Для выполнения обязанностей организации созданы подразделения, занимающиеся юридическими вопросами, работой с клиентами, автоматизацией процессов учета.

[smartcontrol_youtube_shortcode key=”Что такое БТИ” cnt=”1″ col=”1″ shls=”true”]

БТИ в 2021году

В 2021 году вступил в силу закон № 218-ФЗ от 17 июля 2016г. «О государственной регистрации недвижимости». Согласно этому закону создан единый реестр недвижимости. Он объединил данные реестра прав и кадастра недвижимости. Заниматься этой работой будут государственные бюджетные учреждения (ГБУ), созданные субъектами Российской Федерации. Многие из них будут образованы при реорганизации БТИ.

Важно! Заявление на проведение регистрации прав и постановку на кадастровый учет можно будет подавать одновременно. Они будут приниматься в любом офисе ГБУ, независимо от того, в каком регионе находится недвижимость.

Изменения в законодательстве позволят упростить порядок оформления документов, сократить срок их подготовки. Количество справок для осуществления сделок уменьшится, время оказания государственных услуг снизится.

Что такое БТИ и какие документы оно выдает

Бюро технической инвентаризации (а сокращенно БТИ) отвечает за составление и поддержание в актуальном виде всех каталогов и баз зданий жилого фонда. В сферу деятельности БТИ попадают многоэтажные жилые дома, частные постройки в черте городов или за городом и отдельные квартиры.

В каталоги БТИ вносят строящиеся и уже построенные и введенные в эксплуатацию объекты недвижимости, их местоположение и технические характеристики, такие как метраж, расположение важных зон, планировка. Любое принципиальное техническое изменение конструкции зданий должно быть учтено и внесено в каталог, будь то перепланировка или любое другое переустройство. Таким образом поддерживается актуальность данных.

Чем занимается БТИ

У Бюро есть несколько направлений деятельности. Основное — поддержание в актуальном виде каталога и всех данных по капитальным зданиям в городе.

БТИ устанавливает приблизительную стоимость и величину налога на типы объектов. Для этого сотрудники Бюро с периодичностью раз в пять лет или чаще проводят оценку состояния объектов и заносят актуальную информацию в базы. Эта информация требуется в том числе для установления физического износа и необходимости капитального ремонта.

Благодаря тому, что организация обладает наиболее актуальными сведениями обо всех зданиях жилого фонда, именно сюда можно обратиться за выпиской по конкретному объекту или общей статистической информации. БТИ предоставляет как консультационные услуги, так и услуги по составлению и оформлению технической документации по объектам физическим лицам и организациям.

БТИ делает выписки, технические планы, справки и паспорта по объектам недвижимости, которые требуются для оформления собственности, перепланировок или для сделок по купле и продаже жилья.

Важно отметить, что БТИ не обладает правом на установление юридических статусов объектов, оно только фиксирует данные и предоставляет информацию. Таким образом, здесь не производится регистрация права собственности. Этим занимается Росреестр.

Когда нужно обращаться в БТИ

Выписки, справки и техническая документация БТИ требуется при заключении таких сделок с недвижимостью, как покупка, продажа, оформление наследства, дарения или залога.

  • Вы хотите осуществить перепланировку своей квартиры. Вам необходимо обратиться в БТИ, чтобы согласовать желаемый план помещения. Если он соответствует нормативам, то Бюро выдаст вам разрешение, затем проведет оценку перепланировки и зафиксирует новые данные в техническом паспорте объекта.
  • Вы хотите приобрести квартиру и вам необходимо убедиться в том, что объект юридически чист. В БТИ вы можете получить сведения о том, не находится ли жилье под арестом или в залоге и кто является собственником.
  • Вы хотите перевести нежилое помещение в жилое или наоборот. Это необходимо в случае, если вы хотите из квартиры сделать коммерческое жилье, из апартаментов — жилой объект. БТИ выдаст вам справку о соответствии недвижимости тем или иным требованиям.
  • Вы хотите узнать точную рыночную стоимость жилья. Обычно это требуется для продажи или покупки недвижимости, а также оформления залога. Эту услугу также можно заказать в БТИ. Сотрудники оценят качество строительных работ и материалов, учтут расположение и состояние дома.
  • Вы хотите уточнить расположение объекта. В Бюро вы можете получить справку, которая подтвердит точный адрес.
  • Вам требуется узнать план земельных участков на определенной территории. Это пригодится в случае земельных споров, когда в результате активной застройки дачи теряют свои точные границы.

Какие документы выдает БТИ

В БТИ можно обратиться за необходимым документами, часть из которых будут платными.

  • Экспликация — краткая информация в виде таблицы, которая отражает общую площадь квартиры, площадь ее помещений и высоту потолков.
  • Поэтажный план включает информацию об адресе, расположении, этажности здания, а также расположении квартир на этаже и их базовых характеристиках.
  • Технический паспорт или выписка из него включают уже более подробные сведения, в том числе материалы, из которых построено здание, информация о правах на объект. При заказе выписки можно уточнить, что требуются конкретные сведения. Чаще всего это данные о собственности и юридическом статусе помещения.
  • Технический план хоть по названию и похож на паспорт, но является отдельным документом, в котором указаны данные дома. В нем отражен год постройки, материалы строительства, степень износа, назначение объекта. Такой документ может пригодиться, если вы покупаете квартиру и хотите уточнить характеристики здания, в котором она находится.
  • Отчет по оценке объекта в зависимости от целей будет содержать подробные данные о квартире, метод, по которому проводилась оценка, и сам результат, в том числе ее стоимость (инвентаризационная, рыночная или кадастровая).
  • Заключение о возможной перепланировке дает согласие на изменение изначального плана в случае ремонта, например.
  • Межевой план фиксирует границы земельного участка на основе кадастрового плана.
  • Архивные справки подтверждают историю объекта, например, что на нем нет обременения.
Читайте также:
Образец заявления в БТИ: на получение технического паспорта, предоставлении информации, наличии собственности, отсутствия недвижимости

Как получить документы в БТИ

Чтобы запросить и получить необходимые справки в БТИ, необходимо предоставить пакет документов:

  • заявление в случае, если с запросом обращается физическое лицо. Образец заявления;
  • гарантийное письмо, если информацию запрашивает юридическое лицо. Образец письма;
  • удостоверение личности;
  • документы, подтверждающие право собственности. Если в базе уже есть эта информация, то их можно не предоставлять;
  • нотариальная доверенность, если за справкой обращается представитель;
  • в отдельных случаях могут потребоваться дополнительные бумаги.

За справкой можно обратиться в Бюро лично, но часть документов можно получить онлайн или в центре госуслуг «Мои документы».

Следует учитывать, что почти все справочные и консультационные услуги являются платными. Стоимость зависит от количества страниц в документе и квадратных метров объекта. Но на большую часть услуг стоимость фиксированная: 400–2500 руб.

Что с 1 июля 2021 года изменится в сфере надзора за работой УК и ТСЖ

25.06.2021

Вступит в силу новый закон о проведении государственного надзора и муниципального контроля, в том числе жилищного

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере – от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах. В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных. Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного. В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2021 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

В ст. 20 ЖК РФ разграничат полномочия госжилнадзора и муниципального жилищного контроля

Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2021 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений. Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ). Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности – наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию. Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований. Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

Читайте также:
Технический паспорт БТИ на квартиру: в 2021 году, что такое, образец, сколько стоит, как получить, срок

В рамках госжилнадзора не будет проверяться соблюдение УО лицензионных требований

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

Орган муниципального контроля сможет проверять соблюдение требований НПА только в отношении своего жилфонда

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2021 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

В ЖК РФ закрепят перечень случаев для обращения органов ГЖН в суд с заявлением

Отдельно в ч. 12 ст. 20 ЖК РФ будут прописаны случаи, когда органы Госжилнадзора и муниципального контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

О признании недействительным решения ОСС или общего собрания членов ТСЖ, кооператива, которые приняты с нарушением требований ЖК РФ.

О ликвидации ТСЖ или кооператива, если они в установленный срок по выданному предписанию не привели Устав в соответствие с законодательством, или были созданы с неустранимыми нарушениями.

О признании недействительным договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, если они заключены с нарушениями норм ЖК РФ и не исправлены по выданному предписанию.

В защиту прав и законных интересов жителей МКД по их обращению или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

О признании недействительным договора соцнайма жилого помещения, если он нарушает нормы ЖК РФ и не скорректирован по предписанию в установленный срок. О понуждении к исполнению предписания.

Региональный лицензионный контроль подпадёт под действие нового № 248-ФЗ только с 1 марта 2022 года

Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2021 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля». В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ). До 1 марта 2022 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Читайте также:
Оценка квартиры БТИ: стоимости, справка, как получить, онлайн, для наследства, в 2021 году, для банка

Будут внесены изменения в НПА о проведении надзорных мероприятий Роспотребнадзором, МЧС и другими ведомствами

В № 170-ФЗ включены 137 статей, которые вносят коррективы в десятки нормативно-правовых актов в области проведения надзорных мероприятий. Рассмотрим несколько изменений, с которыми управляющие домами могут столкнуться в своей работе. Согласно ст. 4 № 170-ФЗ, при проведении госнадзора в области прав потребителей Роспотребнадзор могут давать разъяснения по вопросам применения НПА в области защиты прав потребителей. При этом ведомство уполномочено перепоручить подведомственным госучреждениям консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. В сферу Госпожнадзора входят проверки выполнения организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на земельных участках, которыми они владеют или пользуются, а также оценка соответствия таких объектов нормам пожарной безопасности (ст. 12 № 170-ФЗ). Предметом санитарно-эпидемиологического контроля являются реализация соответствующих требований, содержащихся в НПА и в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также санэпиднадзор проверяет, как юридические и физические лица выполняют противоэпидемические профилактические мероприятия, что актуально в условиях усиливающихся мер по борьбе с коронавирусом в России (ст. 41 № 170-ФЗ).

Просмотров: 10927
Дата первого показа: 25.06.2021 09:32:11

Технический план БТИ. Какие функции выполняют бюро технической инвентаризации в 2021 году

Когда появляется необходимость узаконить свою недвижимость и поставить ее на кадастровый учет, тогда возникает вопрос: а куда надо обратиться и с чего начать? В статье разберем что надо делать для того, чтобы узаконить права на недвижимость, какие функции выполняют при этом БТИ, узнаем как делают в 2021 году техплан БТИ, выясним куда еще можно обратиться за изготовлением технического плана, помимо бюро технической инвентаризации.

Бюро технической инвентаризации – какие функции выполняются в 2021 году

Бюро технической инвентаризации (БТИ) вопреки всем слухам об упразднении существует до сих пор, однако часть функций БТИ перешло в Росреестр, а часть – к кадастровым инженерам.

До 2013 года, начиная еще с советских времен технический учет зданий и сооружений, регистрацию и техническую инвентаризацию жилищного фонда осуществляло БТИ. Не мудрено, что в архивах БТИ скопилось масса сведений, подтверждающих существование тех или иных объектов недвижимости, которые при совершении сделок актуальны и сегодня.

С 2013 года вместо технического учета и технической инвентаризации вводят кадастровый учет. Полномочия в части государственной регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета передаются в федеральную службу – в Росреестр. Регистрация прав (ЕГРП) и кадастровый учет недвижимости (ГКН) объединяют в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Вводятся новшества в отношении документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет. Так, для кадастрового учета земли готовят межевой план, а для кадастрового учета строений (зданий, сооружений и помещений) готовят технический план.

Кто же готовит эти документы? С января 2013 года функции по подготовке техплана и межевого плана легли на кадастровых инженеров. О том, кто такие кадастровые инженеры более подробно в статье: «Кадастровый инженер – кто это и чем он занимается?». БТИ, в этот переходный период, в качестве исключения, разрешили, наряду с кадастровыми инженерами, осуществлять кадастровую деятельность до 2014 года.

Что же стало со специализированными госорганами БТИ после? Во-первых, БТИ выдают различные документы, хранящиеся в архивах, во-вторых, в качестве сотрудников, в БТИ работают кадастровые инженеры – члены СРО. Именно они занимаются подготовкой документации, необходимой для кадастрового учета.

Таким образом, если ранее БТИ обладало расширенным рядом функций (в связи с этим наблюдались сложности с приемом граждан и постоянные очереди), то теперь функции БТИ сузились, за изготовлением межевых и технических планов у народа появилась возможность обращаться не только в органы БТИ, но и в другие организации, в штате которых работают кадастровые инженеры. Сегодня не составит труда выбрать подходящую кадастровую организацию для подготовки нужных кадастровых документов из каталога исполнителей.

Читайте также:
Заказать технический паспорт в БТИ через интернет: на квартиру, через госуслуги, стоимость

Технический план БТИ кому и для чего нужен?

Технический план является основой для кадастрового учета зданий и сооружений. Технический план БТИ – так часто, по старинке называют этот документ. Технический план дома, бани, гаража, сооружения, помещения и других строений – это основной документ, который требуют госорганы. (Подробно о том, что такое техплан и для чего нужен читайте в статье: «Технический план – что это? Виды техпланов»).

Технический план в соответствии с требованиями законодательства, действующий на сегодняшний день, имеет право готовить только кадастровый инженер, который может быть индивидуальным предпринимателем или сотрудником кадастровой компании. В свою очередь, многие государственные и муниципальные предприятия бюро технической инвентаризации имеют в штате кадастровых инженеров и наряду с другими документами готовят и выдают технический план БТИ. Главной задачей техплана является описание объекта недвижимости, чтобы Росреестр смог его идентифицировать и поставить на кадастровый учет.

Порядок и сроки изготовления техплана БТИ

Техплан БТИ готовится в соответствии с общим порядком, установленным законами и приказом Министерства. Подписывает техплан лично сотрудник БТИ – кадастровый инженер.

В зависимости от вида недвижимости (квартира, садовый дом, гараж, машиноместо, недвижимый комплекс), на которую готовится технический план, БТИ потребует предоставить документы для оформления.

После того, как вы представите необходимую документацию, начнется подготовка техплана – измерительные действия на объекте и заполнение электронной формы.
Каждый шаг по изготовлению техплана БТИ регламентирован Приказом Минэкономразвития от 8.12.2015 № 953 (Подробно ознакомиться с особенностями оформления техплана можно в статье: «Приказ № 953 – требования к техническому плану в 2021 году».

После того, как технический план кадастровый инженер БТИ запишет на электронный диск, его следует отдать на регистрацию в Росреестр (как правило, это делается через многофункциональный центр (местный МФЦ) или на сайте госуслуг.

Что касается сроков изготовления техплана – они оговариваются в договоре подряда, заключённом между заказчиком и БТИ. Как правило, срок подготовки техплана составляет 1-2 недели. Сроки регистрации в Росреестре регламентированы законом и составляют около 10 дней.

Где получить техплан, помимо органов БТИ?

Кадастровый инженер может быть как сотрудником БТИ, так и сотрудником любой другой кадастровой компании. Он вполне может работать в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому рынок услуг по изготовлению технических планов, помимо органов БТИ обширен. При выборе кадастровой компании стоит обратить внимание на ее репутацию и отзывы. Стоимость кадастровых услуг в вашем регионе можно рассчитать с помощью онлайн калькулятора земельно-кадастровых работ. Данный сервис в режиме реального времени, на основании вашего запроса, сформирует выборку из проверенных специалистов и выдаст актуальные цены на их работу. Следует помнить, что изготовление техплана может потребовать неоднократного личного обращения в кадастровую компанию, поэтому выбирайте ту, в которую удобно будет при необходимости подъехать.

Функции БТИ в России: в 2021 году, задачи, компетенция, полномочия,

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2429 “О проведении в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости”

В целях обеспечения качества и интеграции данных о земле и объектах недвижимости, содержащихся в государственных информационных ресурсах, а также повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Провести c 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости (далее – эксперимент).

Основными целями эксперимента являются сбор, сопоставление сведений о земле и недвижимости, содержащихся в различных государственных информационных ресурсах, а также выработка правовых, методологических и технологических основ объединения таких сведений в Едином информационном ресурсе о земле и недвижимости для целей повышения эффективности использования земельных участков и объектов недвижимости в Российской Федерации, оптимизации процессов управления такими объектами (в том числе основанных на существующих государственных информационных системах) и создание условий для появления новых возможностей и инструментов для граждан и организаций по поиску и предоставлению им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, получения интересующей их информации о других земельных участках, а также для анализа путей повышения эффективности расходования бюджетных средств на создание и эксплуатацию государственных информационных ресурсов.

Читайте также:
Сколько стоит перепланировка квартиры в БТИ: стоимость, оформить, сделать, согласование, Москва,

2. Создание Единого информационного ресурса о земле и недвижимости направлено на решение следующих задач:

а) повышение достоверности, качества и полноты сведений об объектах недвижимости и территориях, содержащихся в государственных информационных ресурсах;

б) создание дополнительных инструментов для наполнения Единого государственного реестра недвижимости отсутствующими сведениями о границах пространственных объектов и правообладателях объектов недвижимости;

в) вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости;

г) исключение необходимости ввода одних и тех же данных в различные информационные системы за счет распределенной ответственности за формирование сведений и использование информационных сервисов при обмене данными;

д) упрощение процедуры поиска и предоставления земельных участков и иных объектов недвижимости гражданам и организациям;

е) обеспечение эффективного предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций, связанных с развитием территорий и объектов на них;

ж) повышение доходной части консолидированных бюджетов от имущественных налогов и сборов;

з) внедрение современных технологий интеллектуального анализа пространственных и семантических данных для автоматизации работ, услуг и сервисов;

и) создание цифровой платформы для сбора, ведения и межведомственного информационного взаимодействия, в том числе при сопровождении инвестиционных и социальных проектов;

к) обеспечение возможности дополнения ведомственных информационных ресурсов новой достоверной информацией об объектах управления.

3. Утвердить прилагаемый перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости.

4. Установить, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

5. Участниками эксперимента являются:

а) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов и Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”;

б) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные перечнем субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территориях которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, утвержденным настоящим постановлением.

6. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по координации мероприятий, необходимых для реализации эксперимента (далее – межведомственная рабочая группа), в которой предусмотреть участие представителей участников эксперимента в должности не ниже заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных заинтересованных организаций.

Межведомственная рабочая группа определяет требования к составу элементов Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, порядку его наполнения, функционирования, архитектуре и модели данных и осуществляет координацию проведения мероприятий, необходимых для реализации эксперимента.

7. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии разработать и утвердить положение о межведомственной рабочей группе, предусматривающее в числе прочего порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, указанными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, и Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” для достижения целей эксперимента.

8. Установить, что базовыми (эталонными) данными для создания Единого информационного ресурса о земле и недвижимости являются сведения единой электронной картографической основы, федерального фонда пространственных данных, Единого государственного реестра недвижимости, фонда данных государственной кадастровой оценки, федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и государственного адресного реестра.

9. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определить подведомственное учреждение, наделяемое функциями оператора федеральной государственной информационной системы Единый информационный ресурс о земле и недвижимости.

10. Участникам эксперимента совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, обеспечивается интеграция ведомственных информационных систем с федеральной государственной информационной системой Единый информационный ресурс о земле и недвижимости и предоставление сведений из перечня источников согласно приложению в установленном порядке и (или) в соответствии с соглашением (соглашениями), заключенным между участниками эксперимента и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с привлечением при необходимости Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в качестве стороны соглашения (соглашений).

Читайте также:
План земельного участка БТИ: как правоустанавливающий документ, для чего, как получить

11. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

обеспечить методологическую, аналитическую и техническую поддержку проведения эксперимента;

обеспечить проведение не позднее 30 дней со дня завершения эксперимента оценки его результатов и представить в Правительство Российской Федерации доклад, содержащий в том числе предложения о развитии и доработке Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, возможности предоставления доступа к данному информационному ресурсу участникам эксперимента и иным лицам и внесении необходимых изменений в нормативные правовые акты.

12. Установить, что проведение эксперимента осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2429

Перечень
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территориях которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости

1. Республика Татарстан (Атнинский, Зеленодольский и Пестречинский муниципальные районы).

2. Краснодарский край (город Армавир, Кореновский муниципальный район).

3. Пермский край (Добрянский городской округ, Пермский городской округ, Пермский муниципальный район).

4. Иркутская область (Иркутский муниципальный район, Ольхонский муниципальный район, Слюдянский муниципальный район).

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2429

Перечень
источников сведений, направляемых участниками эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости

Участник эксперимента Информационный ресурс, в котором содержатся направляемые сведения
1. Министерство экономического развития Российской Федерации Федеральная государственная информационная система территориального планирования
2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий
4. Министерство культуры Российской Федерации Единый государственный реестр объектов культурного наследия
5. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Единый государственный реестр недвижимости, Единая электронная картографическая основа, Федеральный фонд пространственных данных, Фонд данных государственной кадастровой оценки
6. Федеральная налоговая служба Государственный адресный реестр
7. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Реестр федерального имущества
8. Федеральное агентство лесного хозяйства Государственный лесной реестр (в части границ лесничеств), результаты государственной инвентаризации лесов
9. Федеральное агентство по недропользованию Федеральная государственная информационная система “Автоматизированная система лицензирования недропользования”
10. Федеральное агентство водных ресурсов Государственный водный реестр
11. Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” Федеральный фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса
12. Субъекты Российской Федерации Государственный лесной реестр (за исключением границ лесничеств), информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, Региональный фонд пространственных данных, иные информационные системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержащие в том числе пространственные данные

Обзор документа

В 2021 г. проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Основная цель – сбор и сопоставление данных об объектах, которые содержатся в различных государственных информресурсах. Создание единого ресурса позволит вовлечь в оборот неиспользуемые объекты, повысить достоверность сведений об имуществе, исключит дублирование данных.

Эксперимент проводят Росреестр и Минцифры в отдельных районах Республики Татарстан, Краснодарского края, Иркутской области и Пермского края. Определены участники.

Базовыми данными для создания единого ресурса являются сведения из ЕГРН, единой электронной картографической основы, федерального фонда пространственных данных, фонда данных государственной кадастровой оценки, федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и государственного адресного реестра.

Новые полномочия ФНС в 2021 году

С 1 июля 2021 года ФНС получат больше оснований и полномочий благодаря новому закону № 470-ФЗ от 29.12.2020г, который меняет правила налогового мониторинга.

Читайте также:
Как оформить перепланировку квартиры в БТИ: сколько стоит, стоимость, согласование, образец заявления, узаконение, помещений, дома

Больше оснований для выездных проверок

Сейчас, до 1 июля, по отношению к организациям действуют более мягкие правила. Согласно п. 10 ст. 89 НК ПФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

С 1 июля 2021 года с повторной проверкой налоговая сможет прийти также, если компания увеличит в поданной уточненке заявленную к возмещению сумму НДС или акциза.

Меньше оснований для камеральных проверок

С 1 июля 2021 г. предусмотрено такое изменение. Камеральная проверка будет осуществляться при налоговом мониторинге, если он закончен досрочно и не меньше чем за 3 месяца со дня подачи декларации (расчета) или уточненки. Это правило используется в отношении отчетов, представленных за отчетный (налоговый) период, наступивший после 1 июля 2021 г. (п. 3 ст. 1, п. 7 ст. 6 Закона № 470-ФЗ).

На данный момент согласно п. 1.1 ст. 88 НК РФ камералку проводят по таким основаниям:

  • декларация (расчет) переданы позже 1 июля года, идущего за периодом, за который был мониторинг;
  • декларация по НДС (акцизам) передана с размером налога (акциза) к возмещению;
  • корректировочная декларация (расчет) передана, и в ней уменьшение размера налога к уплате или увеличение размера полученного убытка;
  • мониторинг закончен досрочно.

Больше оснований для осмотра

Налоговики вправе производить осмотр территории и помещений налогоплательщика, а также просматривать и анализировать предметы и документы. Такое право предоставляется для выяснения всех обстоятельств и полноты охвата ситуации.

Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ осмотр может быть при:

  • выездной проверке;
  • камеральной проверке на основании декларации по НДС, если по п. 8 ст. 88 НК РФ заявлен НДС к возмещению или на основании п. 8.1. ст. 88 НК РФ в отчете обнаружены противоречия или несоответствия;
  • с июля 2021 г. будет еще одно основание для осмотра. Оно касается проверки декларации по НДС в рамках мониторинга, если в отчете есть: заявление на возмещение НДС; противоречия в нем самом или несоответствия с отчетами по НДС других налогоплательщиков (п. 8 ст. 88 НК РФ); несоответствия по п. 8.9 ст. 88 НК РФ.

Налоговый мониторинг – плюс или минус

Налоговый мониторинг – это новая схема между компаниями и налоговой, при которой не проводятся камеральные и выездные проверки. А с 1 июля такой налоговый контроль станет доступен большему числу организаций.

При осуществлении налогового мониторинга налоговики проверяют правильность расчета (удержания) и своевременность перечисления налогов, сборов и страхвзносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг проводится инспекторами на основании заявления налогоплательщика.

Организация добровольно в режиме онлайн предоставляет доступ к своей первичке, бухгалтерскому и налоговому учету и другой информации. По итогам мероприятия ИФНС представляет мотивированное мнение, которое на основании п. 7 ст. 105.30 НК РФ обязательно к исполнению.

Как преимущество налогового мониторинга можно выделить то, что выездные проверки запрещены в период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, рассчитываемых и уплачиваемых налогоплательщиком самостоятельно). Также организации избавлены от камеральных проверок. Разумеется, при этом есть исключения – в п. 5.1 ст. 89 НК РФ:

  • выездную проверку проводит вышестоящая ИФНС (пп. 1);
  • налоговый мониторинг досрочно прекращен (пп. 2);
  • налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение ИФНС (пп. 3). С 1 июля 2021 г. уточняется, что в данном случае речь идет о мнении, не выполненном до 1 декабря года, идущего за периодом осуществления мониторинга;
  • налогоплательщик подал корректировочную декларацию (расчет) за период осуществления мониторинга, в которой снижен размер налога к перечислению (пп. 4). Данный момент будет уточнен с 1 июля 2021 г. Проверка будет возможна, когда в календарном году (за который мониторинг не осуществляется), хозяйствующий субъект подал корректировочную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. При этом в такой декларации содержится информация об уменьшении суммы к уплате, увеличении размера НДС или акциза к возмещению или увеличении размера убытка.
Читайте также:
Регистрация права собственности в БТИ: срок, до 1998, на квартиру, документы

Пока налоговый мониторинг– это добровольная процедура, перейти на нее в праве любая организация, достаточно соблюдать 3 условия (ст. 3 105.26 НК), лимиты по которым снизят с 1 июля:

  • общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – 300 млн рублей и выше (с 01.01.2021г – 100 млн рублей, сюда можно будет включить НДФЛ и взносы)
  • доходы по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей) размер активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)
  • отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей)

Заявление о переходе на налоговый мониторинг можно будет подать не позднее 1 сентября. Период, за который проводится налоговый мониторинг – один календарный год, а срок проверки – год и девять месяцев (105.26 НК).

Что ждет дальше?

Будет ли ФНС в будущем склонять к налоговому мониторингу организации – пока прогнозировать трудно. Рекомендуем следить за изменениями по этому вопросу. Подробнее ознакомиться с понятием налогового мониторинга можно в Распоряжении Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».

По итогам 2020 года по данным ФНС на налоговый мониторинг перешло всего 209 компаний (116 новых к 95 уже действующим участникам налогового мониторинга). Пока это преимущественно крупные холдинги.

«Налоговый мониторинг – не столь радостное и встречаемое с распростертыми руками налогоплательщиком действие со стороны налоговых органов. В буквальном смысле налоговый мониторинг – это форма контроля со стороны налоговых органов учета налоговых действий налогоплательщика в режиме онлайн, когда налоговый орган видит ежедневно, как налогоплательщик формирует налоговую базу и как верно или не очень верно исчисляет налоги. За доступ к налоговым данным налогоплательщика налоговый орган «поощряет» этого самого налогоплательщика отсутствием камеральных и выездных налоговых проверок. В переводе на русский язык вопрос: вы бы добровольно предоставили налоговикам доступ к своей базе 1С, чтобы они выдели и контролировали, как вы там начисляете налоги? Не думаю, что понимающий налогоплательщик «встанет в очередь» за налоговым мониторингом.»

Экспертное мнение к статье предоставила доцент кафедры Менеджмента и сервиса ОмГТУ, аттестованный практикующий аудитор Галюкшова Тамара Викторовна.

Поможем с 1С всегда! Бесплатная Линия консультации 24/7

Решим любые ваши вопросы по работе в 1С. Проконсультируем по телефону, почте, через сервис 1С-Коннект 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 20 минут в день.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Система государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации

Одной из основополагающих в этом случае является ст.1246 ГК РФ, которая посвящена особенностям государственного регулирования общественных отношений в области интеллектуальной собственности.

В зависимости от поставленных задач и имеющихся полномочий, органы государственной власти можно разделить на законодательные, исполнительные и судебные.

Сфера интеллектуальной собственности, как и любая другая область общественно значимых отношений, для полноценного развития и функционирования требует регулирования и участия всех вышеперечисленных ветвей власти. В связи с этим видится логичным рассмотреть систему государственного регулирования в соответствии с представленной классификацией.

Законодательные органы государственной власти.

Деятельность таких учреждений направлена на разработку, создание, утверждение и последующее усовершенствование законодательства РФ в целях охраны и защиты прав и свобод граждан и государства. В федеральных нормативных актах описываются основополагающие положения, которые способствуют полноценному функционированию государства как структуры. Основным законодательным органом в России является Федеральное собрание, в полномочия которого входит принятие федеральных законов. Таким образом, разработка, одобрение и последующее внесение изменений в часть 4 Гражданского кодекса РФ, посвященную интеллектуальной собственности, относится к ведению этого учреждения.

А также существуют другие органы государственной власти, в полномочия которых входит создание нормативных и ненормативных правовых актов, влияющих на область интеллектуальной собственности. Указанные документы дополняют и раскрывают значение действующих норм, и являются своеобразным правовым каркасом, обеспечивающим полноценное функционирование законодательства. Полномочия по созданию таких уточняющих положений предоставлены федеральным органам исполнительной власти.

Государственные органы исполнительной власти, функционирующие в области интеллектуальной собственности.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом на федеральном уровне в России. Если рассматривать полномочия вышеуказанного учреждения в сфере интеллектуальной собственности, то можно выделить следующие:

  • Нормативное правовое регулирование, а, в частности, издание подзаконных актов, дополняющих и раскрывающих положения действующего законодательства.
  • В соответствии с положениями п. 5 ст. 1246 ГК РФ, Правительство РФ праве устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
  • П.6 ст. 1246 ГК РФ причисляет к полномочиям также право устанавливать ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм. При условии, что такая деятельность осуществляется с согласия правообладателей или без такового, но с выплатой им вознаграждения в обоих случаях.
  • Стимулирование изобретательской деятельности и патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
  • Регулирование в области учёта нематериальных активов, прав на товарные знаки, а также способствование деятельности суда по интеллектуальным правам и другие.
Читайте также:
Как оформить перепланировку квартиры в БТИ: сколько стоит, стоимость, согласование, образец заявления, узаконение, помещений, дома

В рамках указанных сфер деятельности Правительство РФ обладает полномочиями по созданию и введению в силу подзаконных актов в виде постановлений и распоряжений. А также разрабатывает и вносит предложения по доработке и изменению действующего законодательства и распределяет полномочия между нижестоящими органами исполнительной власти в целях выполнения поставленных Президентом и Государственной Думой задач.

Министерство экономического развития РФ – орган исполнительной власти, к деятельности которого, помимо прочего, относят содействие развитию области интеллектуальной собственности. В круг полномочий этого учреждения входят:

  • Внесение в Правительство РФ проектов нормативных актов в сфере создания, использования, и охраны результатов интеллектуальной деятельности.
  • Принятие подзаконных актов в рамках осуществляемой деятельности. В частности, Министерство экономического развития РФ утверждает формы свидетельств на товарные знаки и наименования места происхождения товаров, порядок продления срока действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и т. п.[1]
  • Мониторинг деятельности других государственных органов исполнительной власти.

Министерство экономического развития РФ выполняет поставленные задачи в том числе посредством Федеральной службы по интеллектуальной собственности, находящейся в его ведении.

Министерство культуры РФ также является органом исполнительной власти, обладающим рядом полномочий по охране и защите интеллектуальной собственности. В соответствии с п. 5.4.10.7 и п. 5.4.10.8 Постановления Правительства РФ «О Министерстве культуры Российской Федерации» указанная организация:

  • осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности.
  • контролирует деятельность аккредитованных государством организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.[2]

В дополнение к этому в различной мере полномочия по осуществлению государственной политики в области интеллектуальной собственности относятся к деятельности Министерства обороны РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства образования и науки РФ и других.

Наиболее широким спектром задач и функций в области интеллектуальной собственности, бесспорно, обладает Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Эта организация занимается регистрацией, проверкой и учетом объектов интеллектуальной собственности. А также рассматривает обращения и возражения граждан, связанные с регистрацией интеллектуальной собственности. Помимо этого, специалисты Федеральной службы по интеллектуальной собственности занимаются обобщением практики применения законодательства в соответствующей сфере общественных отношений, представляют в Министерство экономического развития РФ проекты федеральных законов и осуществляют прочие полномочия.

К другим органам исполнительной власти, которые следят за соблюдением законодательства в области интеллектуальной собственности можно отнести: Федеральную таможенную службу, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и другие.

Судебные органы власти, уполномоченные рассматривать споры в области интеллектуальной собственности.

В этом случае при определении необходимой судебной инстанции и подведомственности спора решающим становится уточнение субъектного состава, а именно: есть ли среди участников спора физические лица или конфликт произошел между юридическими лицами. В зависимости от указанного споры могут рассматриваться как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных инстанциях. Отдельно стоит отметить специализированный государственный орган – Суд по интеллектуальным правам, который действует в составе арбитражных судов. Несмотря на это обстоятельство правом на обращение в него обладают как юридические, так и физические лица при условии соблюдения подсудности.

[1] См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 (ред. от 15.02.2020) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»;

[2] Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: